Ту-214ОН – легальный разведчик открытого неба

Два самолёта Ту-214ОН, заказанных Министерством обороны России, используются для инспекционных полетов в рамках договора по открытому небу. По своим характеристикам оба борта не имеют аналогов в мире. Современнейшее оснащение Ту-214ОН отвечает всем условиям договора, однако вызвало опасение американских конгрессменов.

Обеспокоенность конгрессменов

13 апреля 2014 года американская газета Weekly Standard опубликовала письмо, направленное госсекретарю США Джону Керри четырьмя американскими сенаторами — республиканцами Дэном Коутсом (Dan Coats), Джеймсом Ришом (James Risch), демократами Марком Уорнером (Mark Warner) и Мартином Генрихом (Martin Heinrich). В письме говорилось: «За последние несколько лет в России было завершено строительство двух новых самолётов в рамках договора по открытому небу, которые оснащены цифровым фотооборудованием, радаром бокового обзора с синтезированной апертурой и инфракрасной аппаратурой. Как вы знаете, государства — участники договора по открытому небу должны сертифицировать любые новые самолёты, прежде чем они могут быть использованы для наблюдательных полётов в рамках договора.

Мы понимаем, что на предстоящей встрече конгрессменов с представителями Администрации президента США будет рассматриваться и вопрос о российской сертификации. Мы настоятельно рекомендуем вам внимательно оценить последствия этой сертификации для будущих наблюдательных полётов в рамках открытого неба и рассмотреть все мнения ключевых заинтересованных сторон в правительстве США».

15 апреля председатель комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей США Говард МакКеон (Howard McKeon) и председатель подкомитета по стратегическим силам этого же комитета Майк Роджерс (Mike Rogers) призвали президента США Барака Обаму отказать новым российским самолётам в праве летать в воздушном пространстве США.

В заметке в Weekly Standard сообщалось, что по словам источника, близкого к конгрессмену Роджерсу, он не написал бы такое письмо, если бы не просьба разведслужб США, «очень встревоженных» возможными последствиями сертификации российских самолётов.

В марте 2016 года американские военные снова выказали своё беспокойство относительно договора Открытое небо. «Это соглашение стало крайне важным компонентом в сфере возможностей России производить сбор разведданных о Соединенных Штатах», – заявил глава Стратегического командования США адмирал Сесил Хейни изданию Defence One.

Причиной беспокойства стал новый комплект датчиков, которыми будут оснащены российские самолёты. Издание отмечает, что использование всего оборудования для этих целей было согласовано обеими сторонами, технологии имеются на рынке в свободном доступе и значительно уступают новейшим разработкам. Более того, изображения, полученные со спутников, как правило, превосходят по разрешению снимки, сделанные с этих самолётов.

Договор позволяет устанавливать более современное оборудование. В частности, российская сторона собирается перейти с плёночных носителей на цифровые. Впрочем, качество при этом осталось неизменным. Тем не менее начальник разведывательного управления Минобороны США генерал-лейтенант Винсент Стюарт считает, что новое оснащение даст России «значительное» преимущество.

Несмотря на данные заявления военных, сенаторов и конгрессменов, Государственный департамент США настоял на соблюдении обязательств договора по открытому небу. Но пока Ту-214ОН не прошел сертификацию и не одобрен Консультативной комиссией по «Открытому небу» и не может применяться для мониторинга, в том числе и для полётов над территорией США. Тем не менее, сертификация самолётов Ту-214ОН должна состояться, после чего они смогут использоваться по назначению.

Договор и самолёты

Договор по открытому небу устанавливает программу безоружных воздушных наблюдательных полётов над всей территорией его участников. Документ предназначен для повышения взаимопонимания и доверия, предоставляет всем участникам, независимо от размера, непосредственную роль в сборе информации о вооруженных силах и деятельности, представляющих для них интерес.

Впервые режим «взаимного воздушного наблюдения» предложил президент США Дуайт Эйзенхауэр председателю Совета министров СССР Николаю Булганину на Женевской конференции в 1955 году. Однако Советский Союз тогда отверг эту концепцию. Обсуждение договора по открытому небу вновь началось по инициативе президента США Джорджа Буша-старшего только в 1989 году между тогдашними членами НАТО и странами Варшавского договора. Его подписание состоялось 24 марта 1992 года в Хельсинки (Финляндия). Договор вступил в силу 1 января 2002 года. На данный момент к нему присоединилось 34 государства: Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенные Штаты Америки, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция и Эстония.

Кыргызстан подписал договор, но не ратифицировал. 6 апреля 2012 года Грузия приняла решение о прекращении своих обязательств перед Россией в рамках договора по открытому небу. Канада и Венгрия являются странами-депозитариями договора. Согласно договору к нему могут в любое время присоединиться государства — бывшие республики СССР.

Любые другие страны будут рассматриваться Консультативной комиссией по открытому небу в Вене.

Самолёты и установленная на них аппаратура для инспекционных полётов в рамках договора подлежат обязательным процедурам сертификации и предполётного досмотра, подтверждающим их соответствие стандартам договора. В США для таких полётов официально сертифицирован самолёт OC-135B Open Skies. Канада использует самолёт С-130 Hercules, оснащенный аппаратурой SAMSON. Этой же машиной пользуются Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Греция, Италия, Португалия и Испания. Болгария, Румыния и Украина используют принадлежащие им самолёты Ан-30. Такой же самолёт был у Чехии, но он был выведен из эксплуатации в 2003 году. Швеция использует самолёт SAAB 340 (OS-100), который был сертифицирован в 2004 году.

Россия в рамках договора использует для полётов над европейскими странами самолёт Ан-30Б, а над территориями США и Канады — Ту-154М-ЛК1. С учётом предстоящего вывода из эксплуатации Ту-154 в России был объявлен конкурс на новый самолёт для договора по открытому небу.

«Минобороны планировало в дальнейшем на замену Ту-154 ввести самолёт такого же класса, но с более экономичными характеристиками, — рассказывает заместитель технического директора Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова по специальному оборудованию — филиала ОАО "Туполев" Сергей Шмаров. — Когда обсуждался выбор самолёта, оценивалось удобство размещения бортового специального комплекса, лётные характеристики».

«Рассматривалось несколько вариантов самолета-носителя, — добавляет заместитель главного конструктора авиационной системы наблюдения "Открытое небо" ОАО "Концерн радиостроения "Вега" Владимир Медведев. — В 2005 году начальник вооружения ВВС принял решение использовать Ту-214. Мы выпустили дополнение к техническому заданию, и началась работа по проектированию на базе этого самолёта».

Министерство обороны разместило заказ на производство двух самолётов авиационного наблюдения Ту-214ОН. Головным разработчиком авиационной системы наблюдения «Открытое небо» стало ОАО «Концерн радиостроения "Вега"».

Самолет Ту-214ОН был разработан ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Строились самолёты на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова, ставшем в 2014 году филиалом фирмы «Туполев».

1 июня 2011 года в Казани самолёт Ту-214ОН (бортовой номер 64519) совершил первый испытательный полёт. Пилотировал самолёт экипаж во главе с командиром Николаем Капелькиным. После выполнения лётно-конструкторских испытаний в апреле 2012 года начались государственные сертификационные испытания Ту-214ОН.

22 августа 2013 года решением Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета было выдано Дополнение к сертификату типа №СТ196-Ту-214/Д13.

4 июля 2014 года второй самолёт Ту-214ОН (бортовой номер 64525), собранный на Казанском заводе, отправился к месту базирования.

«Иностранцы завидуют России»

Ту-214ОН имеет ряд отличий от базового пассажирского самолёта.

«Доработка касалась изменения как кабины экипажа — введение дополнительного рабочего места штурмана, дополнительного рабочего места оператора — так и размещения бортового авиационного комплекса наблюдения, — рассказывает Сергей Шмаров. — На этом самолёте установлена дополнительная система энергоснабжения. Она позволяет питать отдельно от дополнительного генератора, который установлен на двигателе, специальные бортовые комплексы. Кроме того, эта система позволяет повысить безопасность при выполнении полёта над океаном, обеспечив при аварийной ситуации электроснабжение самолёта в течение 120 минут. Борт 64525 сделан один в один как первый самолёт проекта "Открытое небо" 64519».

«Каждая страна имеет право на создание самолёта наблюдения, но не каждая страна делает такие самолёты, — говорит Владимир Медведев. — Договор по открытому небу предусматривает использование четырёх средств наблюдения. Разрешающая способность аппаратуры не должна быть лучше, чем прописано в договоре».

В качестве оптических средств наблюдения на самолётах Ту-214ОН установлены немецкие цифровые фотоаппараты и телевизионные камеры с разрешающей способностью не лучше чем 30 см. На борту Ту-214ОН также есть локатор бокового обзора с разрешающей способностью три метра. Кроме того, установлена инфракрасная аппаратура, у которой разрешающая способность 50 см. Все эти характеристики были подтверждены во время государственных испытаний.

Первый из двух Ту-214ОН демонстрировался на авиасалонах МАКС в подмосковном Жуковском в 2011 и 2013 годах.

«Его посетили представители десятков государств, которые входят в договор по открытому небу, — уточнил Сергей Шмаров. — Им было сообщено, что при желании эти самолеты могут быть изготовлены и поставлены для них. Также возможно их использование и на условиях аренды».

«Ту-214ОН на сегодня является самым лучшим из всех самолётов, которые созданы в рамках договора, — уверен Владимир Медведев. — Все иностранцы, в том числе и американцы, говорят, что завидуют России, у которой есть такой самолёт. Осталось только теперь ввести его в эксплуатацию».

Сейчас самолёты Ту-214ОН базируется на аэродроме Чкаловский. Летчики и бортовые операторы, которые будут в дальнейшем его эксплуатировать, уже прошли цикл обучения.

Ту-214ОН - это самолёты для проведения легальной разведки. Эти самолёты имеют право летать над всей территорией стран-участниц. Представители России сообщают маршрут полёта, согласовывают его с принимающей стороной, самолёт прилетает за границу, и если нет никаких опасных явлений, главным образом — погодных, то никто не имеет права отказать такому полёту. Лишь высота полёта должна быть такой, чтобы разрешающая способность аппаратуры была не лучше оговоренной.

При работе, например, в панхроматическом канале центрального фотоаппарата высота полёта должна быть не ниже трёх с небольшим километров. На высоте ниже этого значения аппаратуру включать нельзя. Эти высоты и должны быть подтверждены иностранными экспертами при процессе освидетельствования нового самолёта. Если в процессе освидетельствования это подтверждается, то аппаратура допускается для полёта за границу.

Руководители программы выражают уверенность, что при отсутствии каких-либо политических препятствий самолёты Ту-214ОН успешно пройдут сертификацию и смогут использоваться в рамках договора «Открытое небо». Однако препятствия, видимо, есть, поэтому самолёт Ту-214ОН пока и не прошёл сертификацию ККОН.

По материалам ОАК, ОАО "Туполев", Реестр Ту-214ОН, Aviaforum.ru, Википедия

Рейтинг статьи:   +1+2+3+4+5 (оценок - 2, средняя - 5,00)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ




СТАТЬИ ПО ТЕМЕ