Ми-38

Станет ли Ми-38 легендой мировой авиации?

Перечисляя легенды отечественной инженерно-конструкторской школы, эксперты обязательно упомянут три весьма непохожие конструкции, которые объединяет их удивительное долголетие. Автомат Калашникова был принят на вооружение ещё в 1949 году, но до сих пор остаётся одним из самых востребованных «товаров» на рынке мирового оружия. Знаменитая Р-7 Королева вывела в космос первый Спутник в 1957 году, а сегодня ее поздняя модификация остаётся единственным в мире средством доставки людей на орбиту. Первый полет многоцелевой средний вертолёт Ми-8 совершил в 1961 году, однако его новейшие модификации и сейчас охотно закупаются как российскими, так и зарубежными заказчиками. Всего же вертолётов семейства Ми-8 произведено более 13 000 экземпляров. Их эксплуатируют более чем в 100 странах, то есть в половине государств Земли.

И всё же время берёт свое. О замене многолетнего бестселлера мирового вертолётного рынка задумались ещё в СССР, когда в 1981 году начали разработку проекта Ми-38. Увы, перестройка, развал страны и последующая неразбериха в экономике отодвинули реализацию этого проекта на десятилетия, и лишь 30 декабря 2015 года произошло знаковое событие: Ми-38 получил сертификат Федерального агентства воздушного транспорта, который открывает ему дорогу в небо. Конечно, новую «рабочую лошадку» отечественного вертолётостроения будут в первую очередь приобретать госзаказчики. А каковы рыночные перспективы новой машины? Есть ли у него преимущества по сравнению с зарубежными аналогами, а самое главное, насколько он окажется конкурентоспособным рядом с Ми-8, который, похоже, не собирается сдавать позиции.

Ми-8 RF-23107 / (c) kabuki, http://russianplanes.net/u/2008
Ми-8 RF-23107 / (c) kabuki, http://russianplanes.net/u/2008

Один из секретов многолетнего успеха Ми-8 состоит в том, что он сразу проектировался с запасом, как бы на «вырост» задач, которые должен решать вертолёт среднего класса. К примеру, первый вариант Ми-8 взлетел с одним двигателем и его фотографии выглядят сейчас так же непривычно, как портрет циклопа. Вряд ли «одноглазый» Ми-8 сумел бы стать суперзвездой глобального масштаба, однако его создатели вовремя одумались, и в окончательном виде двигателей стало два. В итоге машина до сих пор не утратила преимуществ в грузоподъемности, пассажировместимости и по внутреннему объему по сравнению с западными «одноклассниками». Исходя из этого опыта, создатели Ми-38 с самого начала решили делать большой и просторный двухдвигательный вертолёт. Вопрос был лишь в том, с каким коэффициентом «масштабировать» очень удачную концепцию Ми-8.

Грузоподъемность Ми-38 составляет 5000 кг. А на внешней подвеске он поднимает в небо 6000 кг. На борт он может взять 30 пассажиров. Для сравнения: грузоподъемность Ми-8 составляет 4000 кг и 26 пассажиров. Впрочем, десантников в него может набиться до 36 человек. Важно, что пассажиры в Ми-38 размещаются в креслах с шагом 75 см, как в салоне обычного авиалайнера экономкласса. Предусмотрен не только туалет, чем Ми-8 похвастать не может, но даже буфет. Ведь объем кабины у Ми-38 – 29,5 м3, в то время как у Ми-8 – не более 27 м3.

Единственный двухдвигательный конкурент Ми-38 на современном рынке – это французский Airbus Helicopters H225 грузоподъемностью до 5500 кг. Но при этом полезныйобъем его «трюма» составляет всего 15 м3, почти в два раза меньше

Хочется подчеркнуть, что Ми-38 – это не просто Ми-8, умноженный на 1,25. Новый вертолёт создается с учетом современных международных требований: с пожаробезопасной топливной системой, с большими иллюминаторами, которые могут использоваться как аварийные выходы, с энергопоглощающим шасси, обеспечивающим безопасное падение с высоты 15 м. Ми-38 не только берет больше пассажиров, но и обеспечивает им лучший комфорт. Те, кто летал на Ми-8, знают, что вибрации и шум в полете возникают такие, что особо заботливые авиакомпании снабжают пассажиров специальными наушниками, как на производствах с повышенным уровнем акустического воздействия. На Ми-38 благодаря иному расположению двигателей (за главным редуктором, а не перед ним), применению эластомерных подшипников во втулке винта и более совершенной трансмиссии шума и вибрации возникает гораздо меньше.

Ми-38 борт 38013 / (с) Тарас Божанский, RussianPlanes.net
Ми-38 борт 38013 / (с) Тарас Божанский, RussianPlanes.net

В подъёме тяжестей Ми-38 выглядит более чем достойно. По российской классификации он считается средним, ведь у нас летает такой гигант, как Ми-26 грузоподъёмностью 20 т. Что касается вертолётов, которые называют средними на Западе, то их грузоподъёмность ограничивается 2–3 тоннами и на фоне Ми-38 они выглядят как маршрутное такси рядом с междугородным автобусом.

Однако суть не в классификации, а в реальных возможностях, и разумеется, в мире есть вертолёты, способные оторвать от земли не меньший вес, чем Ми-38, пусть даже их считают тяжёлыми. Это, к примеру, итало-британский AgustaWestland AW101. Но, чтобы поднять в небо 5400 кг (на внешней подвеске), ему нужны три двигателя.

Любопытная ситуация сложилась с американскими вертолётами. В США летал и продолжает летать отличный военно-транспортный вертолёт среднего (по российским меркам) класса Sikorsky CH-53 Sea Stallion. Однако он настолько дорог, что для коммерческого использования никогда даже не предлагался, а его современная модификация Sikorsky CH-53E Super Stallion получила третий двигатель и с грузоподъемностью в 13,5 т окончательно переместилась в класс полноценных тяжелых вертолётов. Что касается собственно среднего класса, то он в Америке сегодня представлен Sikorsky S-92 грузоподъёмностью… 1860 кг.

Получается, что единственный двухдвигательный конкурент Ми-38 на современном рынке – это французский Airbus Helicopters H225 грузоподъёмностью до 5500 кг. Но при этом полезный объём его «трюма» даже в военно-транспортном исполнении составляет всего 15 м3, почти в два раза меньше, чем у Ми-38. В общем, поставить рядом с Ми-38 некого. Кроме Ми-8, разумеется.

Ми-38 в последние годы являлся неизменным участником авиасалонов МАКС. Но когда же самая перспективная новинка отечественного вертолётостроения станет столь же привычным зрелищем в небе, как и его предшественник Ми-8? Каковы рыночные перспективы нового вертолёта? В чём его преимущества и есть ли у него недостатки?




Возможности, которые западные конкуренты зачастую обретают лишь за счёт трёхдвигательной схемы, Ми-38 достигает с помощью двух двигателей. На одном из этапов развития проекта предполагалось, что на этот вертолёт будут устанавливать американо-канадские PW127TS компании Pratt & Whitney. Однако западные партнёры вышли из проекта. Поэтому для нового "Ми" был разработан вертолётный вариант отечественных газотурбинных двигателей ТВ7-117 питерского ОКБ им. В.Я. Климова, изначально предназначенных для самолёта местных воздушных линий Ил-114. Уникальность этой разработки состоит в том, что при номинальной мощности 2500 л.с. этот двигатель на чрезвычайном режиме может развивать 3750 л.с., то есть в полтора раза больше, что даёт возможность безопасно продолжить взлёт при отказе одного из двигателей. Аналогичный резерв мощности и надёжности на вертолётах зарубежных конкурентов обеспечивается лишь за счёт трехдвигательной конфигурации.

ТВ7-117 – двигатель нового поколения по сравнению с ТВ3-117 (2000 л.с. и 2200 л.с. на чрезвычайном режиме), установленным на Ми-8. Хотя в этом, как ни странно, скрываются и определенные риски. К примеру, за счёт того что разработанный в 1970-е годы тем же ОКБ им. В.Я. Климова ТВ3-117 имеет температуру газа всего 1265°К, лопатки его турбины не нуждаются в охлаждении в отличие от лопаток ТВ7-117. Между тем система охлаждения лопаток, представляющая собой сеть узких каналов в её теле, по которым проходит холодный воздух от компрессора, особенно чувствительна к пыли и быстро забивается её отложениями. А ведь вертолёт до 30% своего времени работает при повышенной запылённости в связи с близостью земли. Именно в этом состоит один из секретов живучести Ми-8 в условиях пустынь, что делает его практически незаменимым в странах с жарким климатом.

Впрочем, воздухозаборники двигателей Ми-38 будут оснащены пылезащитными устройствами нового поколения. Предполагается, что они обеспечат тот же уровень надёжности в сложных условиях. Однако у двигателей Ми-8 пока есть преимущества в ресурсе: производство ТВ3-117 ещё в советские времена было организовано в Запорожье (Украина), и за несколько десятилетий его конструкция была доведена до совершенства. ТВ7-117 ещё предстоит большой путь по доводке и совершенствованию. Зато в экономичности двигатели ТВ7-117 находятся на современном уровне: 0,2 кг/(л.с.× ч) против 0,23 кг/(л.с.× ч) у ТВ3-117. А это значит, что Ми-38 заинтересует не только покупателей, живущих в пустыне.

Турбовальный двигатель ТВ7-117С / (с) Сергей Рябцев, http://russianplanes.net/u/533
Турбовинтовой двигатель ТВ7-117С / (с) Сергей Рябцев, http://russianplanes.net/u/533

23 июня 2016 года официальный представитель Объединённой двигателестроительной компании Анастасия Денисова сообщила газете "Известия", что на сборочном производстве АО "Климов" приступили к серийному производству вертолётных двигателей ТВ7-117В - модификации самолётного турбовинтового двигателя ТВ7-117С.

До 2020 года планируется изготовить не менее 200 различных модификаций двигателей как для самолётов - турбовинтовые, так и для вёртолетов - турбовальные. Двигатели собираются из комплектующих, произведённых только на отечественных предприятиях. Основными поставщиками комплектующих для окончательной сборки двигателей на «Климове» станут входящие в ОДК компании — АО «ММП им. В.В. Чернышёва», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют».

Два мощных двигателя ТВ7-117В позволяют более тяжёлому Ми-38 порхать с завидной лёгкостью. К примеру, его крейсерская скорость составляет 290 км/ч против 225–240 км/ч у разных модификаций Ми-8. При этом максимальная скорость Ми-38 может доходить до 320 км/ч. Даже самая быстрая из однотипных машин – трёхдвигательный AgustaWestland AW101 (крейсерская скорость 278 км/ч и максимальная – 309 км/ч) – не дотягивает до этих значений, а остальные «равновеликие» вертолёты по этому параметру заметно уступают Ми-38.

Очень существенным параметром является практический потолок, особенно для таких стран, как Индия, где возможность работы в горах – обязательное условие для закупаемой авиатехники. Ми-38 может подниматься на 5900 м. Это, пожалуй, пока единственный параметр, по которому новый российский вертолёт не превзошёл Ми-8, чей практический потолок составляет 6000 м. Из западных аналогов на сравнимую с Ми-38 высоту 6000 м может подняться только Airbus Helicopters H225. Однако не надо забывать, что Ми-38 с отечественными двигателями взлетел впервые только 12 ноября 2013 года, и нет сомнений, что его возможности ещё будут расти.

Ми-38 установил мировой рекорд высоты среди вертолётов со взлётной массой от 10 до 20 тонн – 8600 м. Подобные машины на такой высоте обычно не появляются, и экипажи пролетавших мимо самолетов сообщали диспетчерам, что наблюдают рядом какой-то «сумасшедший вертолёт»

26 августа 2012 года Ми-38 (с канадскими двигателями) установил мировой рекорд высоты среди вертолётов со взлётной массой от 10 до 20 тонн – 8600 м. Подобные машины на такой высоте обычно не появляются, и экипажи пролетавших мимо самолётов сообщали диспетчерам, что наблюдают рядом какой-то «сумасшедший вертолёт». Спустя год, впрочем, украинский Ми-8МСБ с новейшей модификацией двигателя ТВ3-117 превзошёл это достижение, поднявшись на высоту 9150 м, что ещё раз подчеркивает, что главным конкурентом Ми-38 остаётся ветеран Ми-8. Впрочем, рекорд подъёма с грузом в 1000 кг на 8000 м всё равно остался за Ми-38.

Эти рекорды со всей очевидностью продемонстрировали потенциал новой машины. ТВ7-117 не уступает в мощности двигателям Pratt & Whitney, а высокие лётно-технические характеристики достигаются не только благодаря лошадиным силам, но и за счёт новых несущих винтов, целиком изготовленных из композиционных материалов. Их ресурс, равен сроку эксплуатации всего вертолёта, а новый профиль лопастей позволяет не только летать с большей скоростью, но и снижает уровень шума и вибрации.

Впрочем, скорость для транспортного вертолёта – не главное. Куда существеннее дальность, особенно в популярном ныне офшорном варианте для обслуживания морских платформ. Именно в этом параметре отражаются и экономичность его двигателей, и весовое совершенство конструкции, и аэродинамическое благородство, и преимущества компоновки. Максимальная перегоночная дальность Ми-38 – 1200 км. У Ми-8 этот параметр не превосходит 800 км. AgustaWestland AW101 от взлёта до посадки пролетит не более 1129 км, а Airbus Helicopters H225 – 1135 км.

Одним из самых существенных конкурентных преимуществ Ми-8 всегда являлась цена, начинающаяся от 14,75 млн долларов, в то время как западные аналоги невозможно было приобрести дешевле чем за 20 млн. Создатели Ми-38 обещают удержать ценник на цифре 17 млн долларов, что представляется прекрасной альтернативой с учётом больших возможностей новинки. Ведь, по расчётам, на дальности 800 км себестоимость тонно-километра на Ми-38 будет в 7 раз ниже, чем у Ми-8!

Ми-38 борт 38012 / (с) Антон Ципка, airforce.ru
Ми-38 борт 38012 / (с) Антон Ципка, airforce.ru

Не менее важно и то, во сколько обходится владельцу эксплуатация машины. К примеру, Ми-8, как и практически всем зарубежным аналогам, требуется экипаж минимум из 2 человек. Ми-38 благодаря новой навигационной системе, встроенной диагностике систем и «стеклянной» кабине (отечественного, между прочим, производства) может пилотировать один человек.

Ми-38 имеет возможность безангарного хранения. Мощная противообледенительная система позволяет эксплуатировать машину при температурах до –50°С. Верхний предел +60°С.

Двигатель ТВ7-117 выполнен по модульному принципу, то есть ремонтировать его можно заменой блоков в полевых условиях. Стеклопластиковые лопасти несущего винта вообще не нуждаются в замене в течение всего жизненного цикла, в отличие от металлических лопастей Ми-8. По трудоёмкости обслуживания Ми-38 и Ми-8 – это как печатная машинка и лазерный принтер. Стоимость часа эксплуатации Ми-38 будет в полтора раза меньше, чем Ми-8.

Впрочем, Ми-8 тоже не почивает на лаврах. Его последняя российская модификация Ми-171А2 получила новые отечественные двигатели ВК-2500, ту же новейшую электронику и композитные лопасти. Словом, потенциальному покупателю будет из чего выбирать.

Ми-38 станет уникальным предложением на рынке, с которым по большому счёту сопоставить в мире нечего. Нет другого вертолёта, у которого все параметры находились бы на предельной для этого класса границе. При этом он существенно превосходит западных конкурентов по объёму грузовой кабины. Достаточно ли этого, чтобы оправдать в глазах заказчика большую по сравнению с Ми-8 стоимость? Конечно. Особенно учитывая тот факт, что по сравнению с западными предложениями цена по-прежнему будет очень привлекательной. Но при условии, что новый вертолёт со всеми его достоинствами будет работать так же безотказно, как автомат Калашникова. А над этим ещё предстоит поработать. Необходимо подтвердить высокие характеристики реальной эксплуатацией. Сертификат Ми-38 выдан пока только на грузовые перевозки со скоростью до 250 км/ч. Впереди работа по расширению диапазона эксплуатационных условий, сертификация пассажирской, санитарной и поисково-спасательной версии. Только после этого Ми-38 станет вертолётом на все случаи жизни. Но основа для будущего успеха уже заложена: аналога этой технике в мире, по сути, нет.

Характеристики Ми-38 Характеристики Airbus Helicopters H225
Максимальная взлетная масса 16 200 кг Максимальная взлетная масса 11 200 кг
Грузоподъемность 6000 кг Грузоподъемность 5457 кг
Пассажировместимость 30 человек Пассажировместимость 24 (вариант в креслах - 19)
Объем салона 29,5 м3 Объем салона 15 м3
Мощность двигателей на взлетном режиме 2х2500 л.с. Мощность двигателей на взлетном режиме н/д
Мощность двигателей на чрезвычайном режиме 2х3750 л.с. Мощность двигателей на чрезвычайном режиме 2х2382 л.с.
Крейсерская скорость 290 км/ч Крейсерская скорость 262 км/ч
Максимальная скорость 320 км/ч Максимальная скорость 275 км/ч
Практический потолок 5900 м Практический потолок 6095 м
Дальность полета 1200 км Дальность полета 1135 км

Источник: VTBRussia.ru
Фото в заголовке статьи: Ми-38, (с) Дмитрий Карпов

Рейтинг статьи:   +1+2+3+4+5 (оценок - 2, средняя - 5,00)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ

НОВОСТИ НАШИХ ПАРТНЁРОВ
Loading...