Сергей Коротков: Лучше иметь возможности для ближнего воздушного боя, чем не иметь их

Россия продолжает совершенствование серийных боевых самолётов и разработки перспективных комплексов, включая беспилотные аппараты и системы дальнего перехвата. О требованиях к летательным аппаратам будущего и направлениях их развития рассказал "Известиям" генеральный конструктор Объединённой авиастроительной корпорации Сергей Коротков в ходе авиасалона Dubai Air Show-2017.

— Сергей Сергеевич, сейчас мы в переговорке МиГа, поэтому давайте начнём с него. Что можно сказать о развитии линейки МиГа, в том числе о платформе МиГ-29/35?

— Самолёт МиГ-35 привыкли называть машиной поколения 4++, но давайте посмотрим, что стоит за этим определением? Это большая работа, цель которой — создание машины, отвечающей требованиям, которые сегодня к ней предъявляются. Главная идея МиГ-35 ­— создание самолёта под большой рынок уходящих машин типа МиГ-29, способного занять высвобождающиеся объёмы. Иначе их займут другие.

Кроме того, МиГ продолжает работу над перспективным комплексом дальнего перехвата.

— Какие требования предъявляются к перспективному перехватчику?

— В первую очередь они продиктованы применяемым оружием, как существующим, так и перспективным. Это совершенно новые условия работы. Иметь дело придётся с гиперзвуковыми носителями и их вооружением — также гиперзвуковым. Это совершенно иной диапазон высот по сравнению с предыдущим периодом. Задел по решению этих задач есть, а также понимание, что сегодняшний перехватчик — МиГ-31 — как и все самолёты, имеет ограниченный ресурс.

— Что можно сказать о работах по беспилотной тематике?

— Задача заключается не столько в разработке конкретного аппарата, сколько в создании системы беспилотной авиации. В рамках этой темы разрабатываются не только боевые аппараты. Идёт работа, например, над транспортной беспилотной системой Дальнего Востока, которая должна решить проблему связности малонаселенных регионов. Так или иначе, там есть экономическая активность и потребность в грузоперевозках, которую необходимо поддерживать в интересах освоения региона. В перспективе её можно будет распространить и на соседей.

Речь идёт не о создании тех или иных аппаратов, а о разработке комплексов и систем, как пилотируемых, так и беспилотных, которые будут взаимодействовать друг с другом, о создании в стране в целом инфраструктуры для них.

— Можно ли говорить о том, что профессия пилота скоро перейдёт в разряд умирающих?

— Не думаю. Пилот останется так или иначе, присутствие человека всё равно необходимо для принятия решения. Полностью положиться на искусственный интеллект в ближайшие десятилетия вряд ли получится.

Можно говорить о расширении круга принятия решений. В каких-то случаях его можно будет принять и на земле. Но человек остаётся — и пилот остаётся.

— Когда ждать ударный беспилотник?

— По теме ударного БПЛА проведён ряд работ, многое уже в стадии испытаний. Идёт выбор облика аппарата для решения конкретных задач, разработка системы применения оружия.

— Сохранится ли деление боевых самолётов на классы или всю боевую работу будет делать один и тот же условный «многоцелевой истребитель»?

— Это сужение неизбежно. К унификации и универсализации приходят все, держать несколько группировок разнотипных самолётов становится очень дорого. Сегодня это такой естественный процесс — интеграция задач и их объединение. Это сложная работа. Если брать, например, работу над землей и над морем — это серьёзная разница. Разные типы поверхности, разная видимость целей над этой поверхностью, разные виды помех. Если прибавить сюда ещё вопросы интеграции различных типов вооружения, то масштаб работы резко растёт.

— А если говорить о такой задаче, как воздушный бой, особенно ближний воздушный бой истребителей? Его уже несколько раз хоронили, но он всегда возвращался. Сейчас снова говорят о том, что он больше не нужен.

— Это вопрос доктрины, на самом деле. Кто-то принимает доктрину боя BVR (beyond visual range — за пределами видимости) и затачивает свои платформы и системы под неё, кто-то нет. Под доктрину уже создаются платформы и оружие. В принципе, конечно, в воздушный бой лучше бы не вступать, но если уж обстановка свела с противником на близкой дистанции, то лучше иметь соответствующие возможности, чем не иметь их. Поэтому требования высоких манёвренных характеристик актуальны и сегодня. Это и способность в кратчайшее время занять позицию для атаки, и быстро вывести истребитель из-под огня противника, и занять выгодное исходное положение для последующей атаки или же выхода из боя. Пилотаж остаётся существенным элементом подготовки лётного состава ВВС всех государств.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (3 оценок, среднее: 3,33 из 5)
Загрузка...