Сергей Богдан рассказал, какие фигуры высшего пилотажа показывает Су-35С на авиасалоне в Дубае

Лётчика-испытателя компании «Сухой» Героя России Сергея Богдана заслуженно называют show stopper. Когда он пилотирует истребитель Су-35С или Су-57 на самых известных авиасалонах мира, все их участники и посетители замирают с поднятыми в небо головами.

Сергей Богдан впервые поднял Су-35С в небо в феврале 2008 года. Он выполнил более 6000 полётов, а общий налёт составляет около 5800 часов. Из них на Су-35С — около 700 часов. По его словам, режимы устойчивости и управляемости, манёвренности, аэродинамики Су-35С им пройдены и постигнуты «от и до». В ходе выставки Dubai Airshow 2017 лётчик рассказал о фигурах высшего пилотажа, которые он выполняет во время демонстрационного полёта.

— Выполняется короткий взлёт — самолёт разбегается и буквально через три-четыре секунды на скорости 170 км/ч отрывается от земли. Для тяжёлого истребителя это очень хорошие характеристики — Су-35 демонстрирует возможность взлёта с повреждённой или укороченной полосы, то есть он может взлететь буквально через 300 метров после начала разбега.

Затем выполняется петля со взлёта — это говорит о высокой тяговооружённости. После неё самолёт, не теряя скорости, выполняет ещё одну, полную петлю. Кроме самолётов «Сухого», это никто, в общем-то, не выполнял.

Дальше выполняется поворот на горке — самолёт набирает высоту, потом энергично разворачивается в обратном направлении, буквально за четыре секунды. Эта фигура имеет прикладное значение с точки зрения повторной атаки цели.

Су-35 выполняет вираж на 360 градусов для поиска потенциального противника и дальше продолжает свой манёвр

Потом выполняется косая петля, и на ней самолёт выходит на большие углы атаки и выполняет вращение в штопоре. Это тоже имеет прикладное значение. Если, допустим, в ходе воздушного боя за самолётом увязывается неприятель, то в верхней точке возможен быстрый разворот вокруг своей оси, поиск цели и моментальная атака. От самолёта, находящегося сзади, сложно уйти в отрыв, а это показывает, как Су-35 может выходить из положения, не теряя устойчивости и управляемости. Он выполняет вираж на 360 градусов для поиска потенциального противника и дальше продолжает свой манёвр.

Потом следует петля типа кульбита, когда самолёт за очень короткое время выполняет петлю Нестерова. Но эта петля специфическая — очень большие углы атаки, и самолёт практически «кувыркается» на месте. Смысл в том, что лётчик не теряет контроля над машиной даже на закритических углах атаки. На доли секунды самолёт выходит на отрицательное обтекание — то есть летит хвостом вперед, и перегрузка у него около нуля и даже отрицательная.

Самолёт Су-35 очень стабилен, и для специалистов это очень показательно, а для обычной публики — невероятно красивая и динамичная фигура высшего пилотажа.

После этого выполняется практически вертикальная горка и переворот «через голову» — самолёт достаточно быстро делает кувырок в верхней точке и переходит на парашютирование вертикально вниз с углом атаки 90 градусов. Выполняется виток или полтора витка штопора. Здесь также показываем, что фигура безопасна, и самолёт не теряет свою устойчивость и управляемость. Важно, что его можно своевременно остановить и вывести в горизонтальный полёт на безопасной высоте. Параметры этой фигуры таковы, что самолёт сходит с больших углов атаки на высоте около 300 метров.

Выполняется «штопорная бочка» — самолёт выходит на большие углы атаки, вращается, а потом выполняет проход на минимальной скорости, которая порой достигает 70 км/ч с углом атаки порядка 70 градусов.

Выполняется разворот на обратный курс на минимальной скорости порядка 200 км/ч, и снова для специалистов это многое говорит о самолёте. Большой угол атаки, малая высота, самолёт стабилен. После этого выполняется энергичный разгон — скорость порядка 750 км/ч на перегрузке 9g — самолёт выполняет петлю с вращением в пространстве и вывод из неё.

После этого — выход на «колокол», но в верхней точке самолёт не «падает» хвостом вниз, как обычно, а демонстрирует высокую тягу двигателей. Он тормозится во время «замирания» в верхней точке, а потом добавляется тяга, включается полный форсаж, и машина «висит» на месте.

Затем на больших углах атаки порядка 70 градусов самолёт постепенно разгоняется до 350–400 км/ч и выполняет энергичный разворот на закритических углах атаки — то есть самолёт задирает нос и буквально за две секунды разворачивается в обратном направлении. После этого выполняется пространственное вращение — ввод в одну сторону с перегрузкой порядка семи единиц и потом перекладка в обратном направлении с выходом на скорость около 100 км/ч и с углом атаки порядка 60 градусов. На высоте порядка 600 м самолёт на такой скорости прекрасно контролируется. Дальше — выпуск шасси и посадка.

Также Сергей Богдан рассказал, что в Дубай Су-35 прилетел с одной промежуточной посадкой в Астрахани. «Совершил вылет из Жуковского, сделал посадку в Астрахани, а потом сюда. Но в принципе, запас топлива у Су-35 большой, можно было и подальше пролететь. При желании можно назад до Москвы напрямую. Я думаю, что такой перелёт возможен. На больших перегонах мы летаем на достаточно экономичном режиме, — рассказал лётчик-испытатель. — Скорость на маршруте порядка 950–1000 км/ч, у гражданских самолётов примерно та же самая, в районе 850 км/ч. Мы идём по воздушным трассам так же, как и гражданская авиация. Единственное, эшелоны выбираем самые большие, выше 13 км. Как правило, пассажиров там не возят».

Рейтинг статьи:   +1+2+3+4+5 (оценок - 2, средняя - 5,00)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ





СТАТЬИ ПО ТЕМЕ