Счётная палата рекомендует ОАК минимизировать риски и избежать затягивания сроков создания МС-21

Счётная палата РФ провела проверку программы по созданию ближне-среднемагистрального самолёта семейства МС-21. Совокупная стоимость проекта в рублях выросла в 2,3 раза, срок создания самолёта МС-21-300 увеличился на 3 года. Кроме того, было отложено решение о разработке самолёта МС-21-400.

Самолёт МС-21 – один из проектов по переходу экономики в режим инновационного развития, которые Правительство запустило в 2008 году. На реализацию проекта в целом уже направлено более 158 млрд рублей, а общая стоимость проекта до 2025 года на сегодняшний день оценивается в 437,4 млрд рублей.

«Проект изначально запускался в достаточно сложных условиях, когда в отрасли был большой износ основных производственных фондов и высокая степень зависимости от импорта, - отметил в заключении аудитор Счётной палаты Сергей Агапцов – Вероятно, не все рисковые факторы руководителям проекта удалось учесть».

Реализация проекта потребовала глубокой модернизации и технологического переоснащения предприятий Объединённой авиастроительной корпорации, прежде всего, Иркутского авиационного завода и ульяновского «Авиастар-СП».

Для снижения технологической зависимости уже в ходе реализации проекта зарубежного системного интегратора бортового радиоэлектронного оборудования заменили на профильное российское предприятие. Это позволило сосредоточить в России ключевые компетенции в области разработки и модернизации авионики самолёта МС-21.

Также по результатам испытаний возрос объём работ, связанных с конструктивными изменениями систем и агрегатов, в которых применялись инновационные технические решения и технологии. В первую очередь, это относится к силовым конструкциям из полимерных композиционных материалов. Некоторые этапы работ Корпорация «Иркут» завершила на 6-12 месяцев позже, чем планировалось.

На изменение стоимости проекта повлиял рост курса валют: с 2008 года с 23,5 до 65,6 руб. за 1 доллар США и рост инфляции. Дополнительные бюджетные ассигнования требуются на создание системы послепродажного обслуживания и развёртывания серийного производства. Существенные изменения в проект пришлось вносить в связи с введением санкций против российских компаний и организаций.

«В сложившейся ситуации мы видим риски, что в очередной раз сроки выполнения работ и начала продаж самолёта придётся сдвигать, - суммирует Сергей Агапцов. - Мы рекомендовали бы ОАК сосредоточиться на анализе вероятных рисков и их минимизации, а также на принятии своевременных корректирующих мер по итогам анализа плановых и фактических затрат, чтобы избежать затягивания проекта».

«Самолёты МС-21-300 проходят сертификационные испытания, ведётся большой объём работ по подготовке предприятий ОАК к серийному производству. Создана технологическая и кадровая среда для реализации новых проектов гражданской авиации России, – сказал на заседании Коллегии Счётной палаты Президент ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь. – На стоимость программы в рублях серьёзное влияние оказал рост курса доллара и евро к рублю. При этом в долларовом эквиваленте затраты на опытно-конструкторские работы увеличились не более чем на 5%».

По состоянию на 1 сентября 2018 г. Корпорацией «Иркут» сформирован стартовый портфель твёрдых заказов на 175 самолётов МС-21, по которым уже получены авансы.

16 октября к сертификационным испытаниям подключился второй опытный образец лайнера. В соответствии с программой лётных испытаний самолёт выполнил полёты 16, 29 октября и 1 ноября. 29 октября оба опытных МС-21-300 (бортовые номера RA-73051 и 73053) одновременно находились в воздухе.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...