Россия может выйти из авиасоглашений СНГ

В правительстве России обсуждается лишение Межгосударственного авиационного комитета (МАК) СНГ оставшихся полномочий в РФ, сообщает "КомерсантЪ" со ссылкой на свои источники. Премьер Дмитрий Медведев уже лишил в 2015 году МАК права сертифицировать авиатехнику. Теперь вице-премьер Аркадий Дворкович поручил изучить возможность забрать у комитета также расследование авиапроисшествий и выйти из международных соглашений, связанных с МАК. Но пока, по данным "Ъ", в ведомствах и отрасли очень осторожно относятся к идее, беспокоясь о последствиях: наладить сертификацию авиатехники без МАК РФ пока не удалось.

Правительство прорабатывает передачу полномочий МАК СНГ по расследованию авиационных происшествий российским органам, такое поручение в июне дал вице-премьер Аркадий Дворкович, рассказали источники "Ъ". Одновременно предлагается выход РФ из соглашений о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 1991 года, а также об условиях пребывания МАК на территории РФ от 1995 года. Представители Аркадия Дворковича и Росавиации отказались от комментариев, в Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили, с представителем МАК связаться не удалось.

Как МАК СНГ и Росавиация продолжают делить функции
МАК СНГ — надгосударственный орган. Он учрежден в 1991 году по соглашению 12 республик бывшего СССР. Основные функции — выдача сертификатов типа самолетов, аэропортов, выработка рекомендаций и предписаний, расследование авиапроисшествий. Сертификация авиакомпаний в начале 2000-х годов в РФ перешла к Росавиации. МАК с 1991 года возглавляет Татьяна Анодина, финансирование идет из взносов стран пропорционально объему перевозок (от РФ в 2015 году — 253,9 млн руб.) и отчислений от сборов за аэронавигационное обслуживание и сертификацию.

Постепенное лишение МАК функций в РФ началось в конце 2015 года, когда премьер распорядился передать функции комитета по сертификации самолетов и их деталей Росавиации, Минпромторгу и Минтрансу.

Почему России не удалось вылететь из МАК СНГ
Но оперативно реорганизовать систему не удалось, лишь в марте Росавиация сообщила об учреждении новой структуры для сертификации — ФАУ "Авиационный регистр РФ". В агентстве считают, что МАК имеет право вести работу только по заявкам на сертификацию, поступившим до перераспределения полномочий. Но Авиарегистр РФ столкнулся с дефицитом кадров, и в апреле глава Росавиации Александр Нерадько предложил Татьяне Анодиной провести встречу для привлечения кадрового состава Авиарегистра МАК к сертификации в составе ФАУ (см. "Ъ" от 24 мая). Но в комитете эту инициативу расценили как "дестабилизирующую".

По данным Росавиации, на 30 июня в Авиарегистр РФ зачислены 24 сотрудника, в том числе специалисты по сертификации вертолетов и авиадвигателей. Источники "Ъ" в авиапроме считают, что для полноценной работы Авиарегистру РФ "критически необходим переходный период", при котором МАК продолжил бы выполнять свои обязанности, а сейчас постоянно возникают препятствия, осложняющие процесс вывода на рынок новой российской авиатехники. Так, по данным "Ъ", китайские авиавласти после ноты МИД РФ об изменениях в сертификации авиатехники, приостановили рассмотрение заявки "Гражданских самолетов Сухого" на валидацию сертификата типа самолета RRJ-95 (SSJ 100).

Почему Минтранс и Минпромторг не могли договориться о преемнике авиакомитета
По данным источника "Ъ", свою позицию по поводу поручения Аркадия Дворковича Минтрансу уже направил МИД. Там полагают, что выход из соглашений может быть расценен как "незаинтересованность РФ в региональном сотрудничестве в сфере гражданской авиации и неспособность влиять на региональные процессы в данной сфере". До отзыва полномочий МАК по расследованию авиапроисшествий нужно "создать аналогичную независимую национальную структуру", которую бы признали другие государства, считают в министерстве. В МИДе, говорит источник "Ъ", отмечают, что в новой редакции Чикагской конвенции (регулирует авиаперевозки.— "Ъ"), которая вступит в силу в конце года, будут "конкретные требования к компетентному органу власти по расследованию", вновь создаваемый орган должен быть подотчетен парламенту или правительству на министерском уровне и быть "за рамками авиационных ведомств".

Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отметил, что инициатива забрать у МАК расследование авиапроисшествий кулуарно обсуждается "уже некоторое время". По его словам, рассматривалась возможность перевода этих функций в ведение Центра обеспечения расследования авиапроисшествий при Минобороны. Но с учетом критериев независимости, предъявляемых к новому органу, идею пока перестали обсуждать.

"Необходимые для расследований авиапроисшествий ресурсы МАК унаследовал от СССР",— напоминает глава Infomost Борис Рыбак. Воссоздание аналогичной структуры с нуля в современных условиях потребует существенных временных и материальных затрат, говорит он, добавляя, что если это будет означать выход РФ из соглашений о деятельности МАК, то "это породит целый букет дипломатических проблем".

Источник: КоммерсантЪ

Оцените статью: +1+2+3+4+5
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ




СТАТЬИ ПО ТЕМЕ