МиГ-29КУБ

Причиной крушения МиГ-29К в Средиземном море могла стать остановка двигателей

У упавшего в Средиземное море МиГ-29КР с российского тяжёлого авианесущего ракетного крейсера «Адмирал Кузнецов» во время полёта отказали оба двигателя, пишет Газета.Ru.

Вечером 13 ноября палубный истребитель МиГ-29К при заходе на посадку на авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" во время тренировочного полёта потерпел аварию и упал в море. Катапультировавшийся пилот — полковник, начальник службы безопасности полётов авиации Северного флота, ранее совершивший более 200 посадок на палубу «Адмирала Кузнецова». По информации Газеты.Ru, в опыте этого лётчика, как пилота палубной авиации, сомневаться нет никаких причин. Высокую квалификацию лётчика подтвердил и источник в военном ведомстве, который назвал пилота «одним из самых подготовленных» в палубной авиации.

В официальном комментарии департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны инцидент объяснили технической неисправностью разбившегося самолёта.

Летчики авиакрыла ТАВКР «Адмирал Кузнецов» прошли полный цикл подготовки на учебно-тренировочном комплексе «НИТКА» в Крыму, который был недавно восстановлен и включён в состав ВМФ России, а также на борту крейсера на полигонах Баренцева моря. По результатам этой подготовки они были полностью допущены к полётам с палубы корабля.

На палубе крейсера «Адмирал Кузнецов» располагаются четыре троса аэрофинишера «Светлана-2». При посадке самолётов они приподнимаются на 12 см. Первый трос расположен в 46 м от обреза полётной палубы, далее через 12 м друг от друга — ещё два. Пилоту, совершающему посадку, надо стараться зацепиться тормозным гаком самолёта за второй трос, а ещё лучше за третий (есть ещё четвёртый — резервный). Если пытаться зацепиться за первый, может произойти опасное касание гаком палубы корабля, особенно учитывая то, что авианосец в море подвержен качке.

Таким образом, задача пилота палубной авиации — посадить самолёт на участок длиной 36 м с отклонением от осевой линии полётной палубы не более чем на три метра. От пилотов даже требуют точности с отклонением не более одного метра. Таким образом, самолёту МиГ-29К с нормальной взлётной массой около 18,5 т, размахом крыла более 11 м и длиной более 17 м надо попасть в прямоугольник очень небольшого размера.

МиГ-29К

Угол снижения самолёта, совершающего посадку на палубу авианосца, составляет 4 градуса. Посадка осуществляется на высоких оборотах двигателей, на режимах, близких к взлётным. Самолёт при этом не выравнивается, как при посадке на стационарную бетонную взлётно-посадочную полосу. Газ двигателей убирается только после того, как самолёт зацепился хотя бы за один трос аэрофинишера. В противном случае для самолёта исключается возможность ухода на второй круг.

В 2005 году на «Адмирале Кузнецове» уже был случай, когда Су-33 совершил посадку, зацепился за трос аэрофинишера, убрал газ и в этот момент трос порвался - на сайте АР есть видео этой неудачной посадки.

Самолёт гражданской авиации производит посадку под углом в 2 градуса 40 минут. На высоте 10–12 м лётчик приступает к выравниванию машины, а затем плавно касается полосы. Непосредственно для посадки самолёта ему отводится 300–500 м.

На авианосце длина пробега самолёта — всего 90 м. Посадочная скорость Су-33 — 240 км/час, МиГ-29К — 250 км/час. Когда самолёт палубной авиации касается палубы, происходит сильный удар. Перегрузки в момент посадки составляют 4–5 g. Каждый раз пилот получает тяжёлые нагрузки на позвоночник. Профессиональное заболевание пилотов палубной авиации — отслаивание сетчатки глаза в результате сильных ударов самолёта о палубу. Поэтому в день авиатор может совершать не более трёх полётов, а желательно — не более двух.

Несмотря на сравнительно небольшое различие в скорости и значительно меньший посадочный вес по сравнению с Су-33, истребитель МиГ-29К гораздо чаще рвет посадочные тросы аэрофинишера, что и произошло в ходе выполнения полётов 13 ноября 2016 года.

mig29

В тот день с тяжёлого авианесущего крейсера взлетело три МиГ-29КР. После выполнения полётного задания самолёты возвращались на авианосец. Посадка на палубу корабля в этом случае должна происходить с интервалом три-четыре минуты. Первый истребитель произвел посадку без замечаний. Второй МиГ-29КР зацепился за второй трос аэрофинишера, порвал его и в конечном итоге зацепился только за резервный четвёртый трос. Порванный второй трос запутался за третий и сделал невозможным использование его при посадке самолёта.

Некоторое время приземление самолётов на авианосец было в принципе невозможно. В это время на глиссаде снижения находился третий истребитель МиГ-29КР. Поскольку команде авианосца потребовалось некоторое время, чтобы привести тросы аэрофинишеров в порядок, руководитель полётов дал команду пилоту третьего самолёта уходить на второй круг. Уже во время нахождения самолёта в зоне ожидания у него отказали оба двигателя. В них, по предварительной версии, перестало поступать топливо. В таких случаях лётчику остается только одно — успеть катапультироваться.

Сейчас над точным установлением причин авиапроисшествия работает специальная комиссия, и военные предлагают считать все опубликованные в СМИ версии инцидента с Миг-29К домыслами, так как самолёты МиГ-29К и Су-33 с «Адмирала Кузнецова» прошли все необходимые испытания в соответствии с перечнем задач, возложенных на них в ходе боевой службы корабля. Результаты этих испытаний были соответствующим образом задокументированы.

Чтобы облегчить расследование происшествия, на самолётах палубной авиации существует специальное техническое решение для исследования параметрических и бортовых самописцев («черных ящиков»). Все машины палубной авиации ВМФ оснащаются всплывающими буями, чтобы без промедления определить место, где затонул самолёт, потерпевший аварию.

Поэтому можно предположить, что в ближайшее время в распоряжении военных будут точные ответы, по каким причинам произошла авария с МиГ-29КР 13 ноября 2016 года, если его удастся поднять или спустить к нему группу водолазов. В 2005 году затонувший Су-33 с глубины 1100 м поднять не смогли.

Уточнение:
По информации Центра анализа стратегий и технологий, причиной крушения МиГ-29КР стала неразбериха на палубе "Кузнецова".

Совершив вылет с авианесущего крейсера утром 13 ноября, группа из трёх самолётов МиГ-29КР/КУБР по выполнении поставленной задачи приступила к выполнению посадки на корабль. Посадка первого самолёта была произведена успешно, однако при посадке второго истребителя был порван второй трос тормозного устройства (аэрофинишера), при этом порвавшийся второй трос спутался с третьим тросом, сделав невозможным и его использование. Хотя второй МиГ-29КР успешно затормозился на палубе, зацепившись за четвёртый трос, однако ввиду того, что использование аэрофинишера стало невозможным, третьему истребителю было приказано находиться в воздухе в зоне ожидания, пока будет исправлен аэрофинишер.

Из-за недостаточно высокой распорядительности палубная команда "Адмирала Кузнецова" не смогла исправить аэфинишер в короткий срок (происходившее на палубе крейсера после аварии аэрофинишера описывается как "бардак"). В результате третий истребитель, барражируя в воздухе в зоне ожидания, выработал всё топливо, и его пилот был вынужден катапультироваться.

Рейтинг статьи:   +1+2+3+4+5 (оценок - 2, средняя - 5,00)
Загрузка...