Появились новые версии, почему лётчики Су-30СМ не смогли катапультироваться

3 мая 2018 года около 9:45 мск над акваторией Средиземного моря во время набора высоты после взлёта с аэродрома Хмеймим потерпел катастрофу российский истребитель Су-30СМ, сообщили в Минобороны.

Оба лётчика, до последних минут боровшиеся за самолёт, по докладу с места, погибли", — заявили в ведомстве.

По данным военных, причиной крушения могла стать попавшая в двигатель птица. "Никакого огневого воздействия по самолёту не было", — отмечается в пресс-релизе.

Лётчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолётах Андрей Красноперов считает, что экипаж Су-30СМ мог намерено увести терпящую бедствие машину в море, чтобы избежать падения на город Джебла.

«Скорее всего нештатная ситуация произошла в тот момент, когда они набирали высоту, находясь над территорией города Джебла. Нужно понимать, что пилот всегда важнее машины и поэтому они обязаны были катапультироваться. Руководитель полётов всегда дает указание на эту процедуру, ну а дальше лётчики уже сами принимают решение — пытаться посадить самолёт или катапультироваться. Они берут ответственность на себя, но тут наши пилоты просто поняли, что под ними мирные жители и поэтому могли направить самолёт в море, чтобы не допустить падения истребителя на жилые постройки и чтобы не погибли сирийцы», — поясняет ситуацию эксперт.

По его словам, после увода самолёта экипажу просто не хватило времени для того, чтобы спастись самим. В экстренных ситуациях счёт идёт на секунды так необходимых для удаления от жилого массива.

«Решают даже доли секунд — самолёт хоть и планирует, крылья есть, но всё равно такие ситуации развиваются скоротечно. Да, катапульта позволяет пилотам покидать самолёт даже при нулевой скорости, фактически с земли, но я считаю, что они уводили машину от города, а значит, под ними были жилые кварталы и люди. Лётчик всегда должен думать о том, куда упадёт самолёт. Я и сам бы не прыгнул, если бы подо мной был мирный город. Как же потом жить с этим? Так что наши ребята спасали сирийцев ценой своей жизни», — продолжил Красноперов.

В ситуации возникает закономерный вопрос — почему не катапультировался хотя бы один из пилотов?

«Если летят два лётчика, то никто из них не будет покидать самолёт самостоятельно, оставляя в кабине своего напарника. «Ты прыгай, а я буду уводить» — у российских лётчиков такого нет. Если два, так два, повезло — так повезло обоим. Это такая негласная традиция, правило. Других вариантов не дано», — заключил эксперт.

В свою очередь лётчик-космонавт Максим Сураев в интервью радиостанции "Говорит Москва" заявил, что на месте второго пилота мог быть не профессиональный лётчик.

К такому предположению Сураев пришёл, учитывая, что погибший экипаж воздушного судна не катапультировался.

"Последовательность катапультирования – сначала выходит задний, потом передний. Сначала ручки зажимаются, потом тянутся вверх. Если просто эту гашетку зажать, то передний, что бы он ни делал, не сможет катапультироваться. Может быть, задний пилот зажал эти гашетки и не стал тянуть на себя", - сказал он.

По словам лётчика-космонавта, такие действия у профессиональных пилотов должны быть "отработаны до автоматизма", поэтому сзади мог находиться "непрофессионал или профессионал в прошлом, при больших погонах человек, который давно тренировался".

"Посадили неопытного пилота, и он ожидает, что передний пилот сейчас справится, но на всякий случай зажал гашетки - может быть такой вариант. И потом, может быть, духу не хватило, чтобы дернуть эти ручки. Поймите, это всегда сложно, это очень опасно – покидать самолёт. Все идут с большой неохотой на катапультирование", - пояснил Сураев.


Крушению российского истребителя Су-30СМ в Средиземном море предшествовало резкое падение тяги в одном из двигателей. Попытки лётчиков выровнять воздушное судно, вместо того чтобы катапультироваться, лишь усугубили ситуацию: самолёт начал заваливаться и рухнул.

Как выяснила газета "Ъ", экипаж Су-30СМ должен был совершить патрульный облёт акватории Средиземного моря. Из соображений подстраховки истребитель осуществлял вылет с полным боекомплектом. Воздушное судно прошло полный цикл предполётной подготовки, и у специалистов не было нареканий к его состоянию. У командира экипажа, гвардии майора Альберта Давидяна был опыт выполнения подобных боевых задач.

Тем не менее практически сразу после взлёта истребителя с аэродрома Хмеймим возникли проблемы. Поднявшись на высоту около 200 метров, самолёт неожиданно начал клевать носовой частью.

В этот момент по неизвестной причине произошло резкое падение тяги в одном из двигателей Су-30СМ. Причём, как отмечают эксперты, лётчики в такой ситуации могли успеть катапультироваться, но вместо этого попытались выровнять самолёт и вернуться на аэродром.

Самолёт при попытке разворота начал заваливаться на левую сторону и вскоре рухнул в море недалеко от города Джебла. От удара у воздушного судна целиком оторвало левое крыло и хвостовое оперение. Оба лётчика погибли.

Ранее в качестве предварительной причины катастрофы называлось попадание птицы в двигатель истребителя. По информации «Коммерсанта», это версия не окончательная.

Для проведения расследования сначала необходимо извлечь обломки самолёта, что, по версии источников газеты, будет несложно. Глубина в районе падения Су-30СМ не превышает 20 метров, что позволит обойтись усилиями водолазов, без привлечения спецсредств.

Извлеченные из воды обломки будут доставлены сначала в пункт материально-технического обеспечения в Тартусе, а после — самолётами военно-транспортной авиации на аэродром Чкаловский. Изучением чёрного ящика вероятнее всего займётся 13-й НИИ Минобороны (Люберцы).

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...