Почему американские самолёты-невидимки не скроются от российских РЛС

В 1962 году в издательстве «Советское радио» вышла монография физика Петра Яковлевича Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции», которая заложила теоретические основы появления в будущем самолётов, невидимых для средств ПВО и бортовых РЛС истребителей. В работе приводились результаты исследований, проведённых учёным, по дифракции плоских электромагнитных волн на идеально проводящих телах, чья поверхность имеет изломы.

В своей работе Пётр Уфимцев описывал компьютерный алгоритм, способный подсчитать эффективную площадь рассеяния (ЭПР) для самолёта с любыми формами планера. В 1971 году монография учёного попала в Соединённые Штаты и была переведена на английский язык. На неё сразу же обратили внимание в компании Lockheed Martin, которая почти полностью включила её текст в теоретическое обоснование своей заявки на многомиллионный госзаказ на создание истребителя-невидимки, а алгоритм Уфимцева был перенесён в компьютерную программу Еcho, которая смоделировала геометрию самолёта невидимого для радаров. В результате в начале 1980-х годов ВВС США получили истребитель-бомбардировщик, выполненный по технологии "стелс" - F-117 Nighthawk.

Для того, чтобы снизить ЭПР самолёта применяются различные способы - от использования радиопоглощающих материалов и особой геометрии планера до гофрированной конструкции спинки кресла пилота, рассеивающей радиоволны.

Планеры самолётов-невидимок не имеют закруглённых частей, геометрия фюзеляжа, крыла, вертикального и горизонтального оперения выполнена таким образом, чтобы отражать падающий луч РЛС в как можно меньшее количество направлений от источника излучения.

Для снижения мощности отражённого сигнала от воздухозаборников двигателей, перед компрессором устанавливается специальный диффузор, который отражает излучение в канал воздухозаборника и таким образом гасит его.

Для снижения заметности в инфракрасном диапазоне волн уменьшают температуру выхлопа двигателя. Часть холодного воздуха, поступающего в воздухозаборники, подаётся в зону выхлопа, там он смешивается с горячими реактивными газами и охлаждает их.

Эти и множество других способов снизить заметность в радиолокационном, инфракрасном и УФ диапазонах волн, обеспечивают самолёту сопоставимому по размерам с Су-35С ЭПР соизмеримую с теннисным мячом.

Казалось бы, что США получили неоспоримое преимущество перед советскими средствами ПВО с появлением ударного тактического самолёта F-117. Но вскоре выяснилось, что это не так.

"Первое разочарование американцев постигло во время иракской кампании. Об этом написали арабские СМИ: иракские ВВС и ПВО смогли подбить три «невидимки» F-117А. Два самолёта были сбиты МиГ-25 и МиГ-29 ВВС Ирака и упали на территорию, контролируемую армией США. Третий, сбитый ЗРК «Оса» советского производства, упал недалеко от линии фронта, но был оперативно эвакуирован американским спецназом на двух транспортных вертолётах", - пишет на страницах еженедельника «Звезда» военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

Но то, что удалось замять в Ираке, не получилось сделать в Сербии.

27 марта 1999 года самолёт-невидимка F-117A (серийный № 82-0806) был сбит в районе деревни Буджановцы недалеко от города Рума в 40 км к западу от Белграда. Согласно сербской версии, цель была поражена через 17 секунд после пуска двумя ракетами 5В27Д зенитно-ракетного комплекса С-125. Первая ракета оторвала крыло, а вторая попала в сам самолёт.

Как же так получилось, что "невидимку" обнаружили системы ПВО, поступившие на вооружение ПВО СССР в 1961 году? "Дело в том, что эффективность используемых американцами стелс-технологий зависит от диапазона частот РЛС, на которых она облучает цель", - говорит Алексей Леонков.

Наиболее эффективно стелс-технологии проявляют себя в X-диапазоне радиоволн (сантиметровая длина волны), в котором работают сегодня большинство радаров ПВО и БРЛС самолётов. Гораздо хуже технологии снижения ЭПР работают в L-диапазоне - дециметровом. РЛС зенитно-ракетного комплекса С-125 работал как раз в дециметровом диапазоне волн, поэтому увидеть F-117 для него не составило особых проблем.

«Современные российские РЛС ПВО и самолётов оснащаются радарами с АФАР (активные фазированные антенные решётки). Они не только позволяют увеличить мощность излучателя и чувствительность приёмника, но обнаруживают сразу несколько целей, используют цифровую обработку сигналов, отсеивая любые помехи. Самое главное свойство радаров с АФАР в том, что они могут одновременно сканировать пространство в различных диапазонах частот», — отмечает специалист.

Именно поэтому многоцелевой фронтовой истребитель пятого поколения Су-57 оснащён радиолокационным комплексом Ш-121, состоящим из пяти антенн: 1) АФАР Х-диапазона Н036-01-1, размещена под носовым обтекателем, 2) две АФАР бокового обзора Н036Б и Н036Б-01, 3) и две АФАР Н036Л и Н36Л-01 L-диапазона в носках крыла.

Ш-121
Радиолокационный комплекс Ш-121 истребителя Су-57

Кроме этого в состав российских комплексов обнаружения целей входят также оптико-локационные станции, которые дополняют возможности РЛС и обеспечивают распознавание целей в видимом оптическом диапазоне, а также в ИК- и УФ-спектрах.

«Информация о том, что русские без проблем обнаруживают в небе их стелс-самолёты, застала американцев врасплох. Они уже успели создать 195 самолётов F-22 Raptor, 21 бомбардировщик B-2 Spirit и 305 единиц F-35 Lightning II, потратив на всё про всё, считая разработку, свыше 170 миллиардов долларов», — заключает Алексей Леонков.

Зная всё это, в США не стали искать что-то более эффективное взамен, они просто стали тратить больше усилий и денег на совершенствование существующих стелс-технологий.

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ





СТАТЬИ ПО ТЕМЕ