Перспективы боевых самолётов шестого поколения

Деление боевых самолётов на поколения — достаточно условно. При создании истребителей следующего поколения, как правило, происходит наращивание уже существующих боевых возможностей и появляется ряд новых качеств, являющихся принципиальными отличиями нового поколения. Однако пока нет полной определенности, в том, чем истребители шестого поколения будут отличаться от уже эксплуатируемых и пока только испытываемых боевых машин поколения «номер пять».

В этом году Пентагон планирует начать бюджетное финансирование программы разработки истребителя шестого поколения X-plane, который придет на смену F‑22 и F‑35 примерно к 2030 году. Программы разработки истребителей шестого поколения в ВВС США получили обозначение F-X, в ВМС США — F/A-XX. Начальный этап создания истребителя будет вестись в рамках программы, получившей обозначение «авиакосмической инновационной инициативы» — AII (Aerospace Innovation Initiative), которая должна гарантировать превосходство ВВС США в воздухе после 2030 года, несмотря на разработку боевых самолётов пятого поколения Россией и Китаем.

Проект истребителя F-X компании Lockheed Martin. 2011 год.
Проект истребителя F-X компании Lockheed
Martin. 2011 год.

Примерно к 2018 году в США планируется завершить отработку ключевых технологий для создания общих систем самолёта, вооружения, авионики, двигателя и компонентов.

Затем до 2030 года должны быть созданы прототипы истребителей шестого поколения.

В программе X-plane решено не повторять негативный опыт проекта F‑35 и не создавать один истребитель сразу для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП). Эта причина среди прочих привела к задержке серийного производства F‑35 на восемь лет, а стоимость разработки выросла на 65% от ранее запланированной.

Корпорация RAND сравнила четыре последних совместных программы (F‑35 для ВВС, ВМС и КМП; Т‑6А Texan II для ВВС и ВМС; E‑8 для ВВС и Армии; V‑22 Osprey для ВВС и КМП) и четыре программы в интересах одного вида вооруженных сил (C‑17 Globemaster III для ВВС; F/A‑18E/F Super Hornet для ВМС; F‑22 Raptor для ВВС; Т‑45 для ВМС). Исследования показали, что рост расходов при создании образцов авиационной техники в рамках совместных программ составил порядка 65%, а в интересах одного вида вооруженных сил — 24%.

Различные мнения

В России также задумываются о том, каким должен быть истребитель следующего поколения. Еще в августе 2013 года бывший главнокомандующий ВВС России, генерал армии Пётр Дейнекин заявил: «В России началась разработка истребителя шестого поколения». По его словам, новый самолёт будет беспилотным. Подробности перспективного проекта Дейнекин не раскрыл. При этом бывший главком ВВС отметил, что «прыгать через поколения у нас вряд ли получится», поэтому пока Россия занимается испытаниями истребителя пятого поколения Т‑50.

2 марта 2016 года в КБ Сухого на совещании по боевому применению ВКС России в Сирии первый вице-премьер Дмитрий Рогозин подчеркивал, что уже сейчас необходимо заглядывать далеко вперёд для того, чтобы перейти к новому качеству российской авиации. Для сохранения позиций, по его словам, необходимо омолаживать кадры, консолидировать отрасль, заниматься её технологическим перевооружением и сотрудничать со всеми, от кого зависит успех кооперации. В первую очередь, это — новые радиоэлектронные технологии и новые вооружения. Главком Воздушно-космических сил (ВКС) РФ Виктор Бондарев на том же совещании отметил, что самолёт разрабатывается как  в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах.

Прорисовки российского истребителя будущего
Прорисовки российского истребителя будущего

«Несмотря на то, что перспективные самолёты будут беспилотными, пилотируемая авиация ещё будет жить долго», — считает заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Герой России, шеф-пилот компании «Сухой» Сергей Богдан. По его мнению, истребитель шестого поколения появится не ранее чем через 15 лет. «Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но всё равно от истребителя четвёртого поколения до поколения пятого прошло 35 лет», — пояснил свою оценку Богдан.

С ним согласен Андрей Чиж, специалист по авиационной документации компании Eagle Dynamics, занимающейся разработкой военных авиасимуляторов. «С окончанием холодной войны скорость смены поколений самолётов сильно замедлилась, — рассказывает Чиж. — Если в середине XX века смена поколения проходила за 10–15 лет, то четвёртое поколение истребителей отслужило 30–40 лет. Пятое поколение, по некоторым прогнозам, прослужит более 50 лет. За это время технологии боевого искусственного интеллекта продвинутся далеко вперёд, что позволит создавать беспилотные аппараты более эффективными, чем пилотируемые. Уже сегодня проходят испытания перспективных БПЛА, которые предназначены для разведывательно-ударных операций без участия человека.

Их, с определенными оговорками, можно считать первыми ласточками нового поколения. Первые прототипы таких истребителей, вероятно, появятся в 2020–2030-х годах».

«Нас ждёт увеличение интеллекта и функций беспилотных летательных аппаратов, наделение беспилотников полным набором функций, присущих пилотируемой авиации, — считает начальник 2-го центра Научного центра проблем военного строительства Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат технических наук, капитан 1-го ранга Алексей Бытьев. — Это ведение воздушных и противовоздушных боёв, задачи ПВО и ПРО, задачи несения стратегического оружия, в том числе и ядерного. Всё это ждёт нас в ближайшие 10 или 15 лет». Системам вооружений следующего поколения, в том числе и авиационным, был посвящен специальный доклад Бытьева на Международном военно-техническом форуме «Армия‑2015», прошедшем в июне 2015 года в подмосковной Кубинке. По мнению эксперта, широкое развитие получат миниатюрные дроны — беспилотные летательные аппараты (БПЛА), которые будут заниматься разведкой и даже обладать ударными функциями. «Боевые пилотируемые самолёты также будут совершенствоваться, и уже идут работы по созданию истребителей шестого поколения», — заявил Алексей Бытьев.

В конце октября 2015 года генеральный директор Российской самолётостроительной корпорации (РСК)«МиГ» Сергей Коротков выступил с лекцией-форсайтом о развитии боевых авиационных комплексов на 10-м Фестивале науки в МГУ.

Авиаконструктор рассказал о том, как современные военно-политические тенденции влияют на развитие авиационной техники и какие задачи способны выполнять отечественные авиастроительные предприятия в перспективе. «Сегодня основную роль в победе играет не численность, а эффективность тех комплексов, которые участвуют в концепции сетецентрической войны, — рассказал Коротков. — Мировое сообщество ушло от этапа «свободной охоты», когда самолёт не всегда чётко представлял координаты и оснащённость своей цели. Мы вступили в новую эру стратегии, сильно отличающейся от стратегии XX века. И сегодня технологическое превосходство авиационных комплексов является важнейшим критерием боеспособности воздушно-космических сил государства».

Перспективное оружие

Эксперты отмечают, что при создании истребителя шестого поколения произойдёт дальнейшее развитие основных возможностей машин пятого поколения:

  • малозаметность за счёт использования новых конструктивно-аэродинамических схем планера, использование новых радиопоглощающих материалов;
  • достижение высокой боевой эффективности при всеракурсном поражении как воздушных, так и наземных/надводных целей гиперзвуковыми ракетами;
  • дальнейшее развитие круговой информационной системы;
  • расширение возможностей интеграции и взаимодействия в рамках единой информационно-командной системы.

Появятся на самолётах шестого поколения и ряд новых принципиальных качеств:

  • оснащение системами вооружения направленной энергии;
  • создание нового двигателя, обеспечивающего существенное увеличение тяги, сокращение расхода топлива и в перспективе - выход на достижение гиперзвуковых скоростей;
  • реализация концепции опционно-пилотируемого самолёта или изготовление как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах.

В ноябре 2013 года исследовательская лаборатория ВВС США (Air Force Research Laboratory, AFRL) выпустила запрос о предоставлении информации для создания лазерного оружия для истребителей шестого поколения в 2030-х годах. ВВС США проявляют интерес к разработке трёх категорий лазеров: малой мощности для подсвета, сопровождения и целеуказания наземных целей; средней мощности для подавления оптико-электронных систем самолётов и инфракрасных головок самонаведения управляемых ракет; большой мощности для поражения ракет противника после их пуска, летательных аппаратов и наземных целей.

«Пока прогресс достигнут лишь в разработке лазеров малой мощности, — говорит руководитель направления Дирекции программ военной авиации ОАК Сергей Моисеев. — Среди разработок лазеров средней мощности, являющихся основой комплексов оборонительного лазерного вооружения, следует отметить систему защиты больших самолётов от переносных зенитных ракетных комплексов с инфракрасными головками самонаведения компании Northrop Grumman AN/AAQ‑24(V) LAIRCM (Large Aircraft Infrared Countermeasure), которыми оснащены военно-транспортные самолёты типа С‑5, С‑17, С‑130, Е‑3А, а также тяжёлые вертолёты. Большинство разработок лазеров высокой мощности до сих пор не могут обеспечить требуемые характеристики по мощности, имеют большой вес и габариты. Они могут быть размещены только на больших самолётах, кораблях, большегрузных тягачах».

Примером может служить химический лазер мегаваттного класса YAL‑1A, устанавливавшийся на самолёте Boeing 747. Ещё одна лазерная система — LaWS (Laser Weapon System), разрабатываемая с 2007 года компанией Raytheon в интересах ВМС США. Она создана на основе волоконного твёрдотельного лазера мощностью более 30 киловатт. Прототип LaWS был установлен и продемонстрирован на борту большого десантного корабля Ponce (LPD‑15). В 2014 году были достигнуты положительные результаты по поражению элементов конструкции и оборудования лёгких катеров и уничтожению малых беспилотных летательных аппаратов на дальности до 2 000 м. В перспективе планируется создание лазера мощностью в несколько сотен киловатт, который может быть установлен на истребителях и будет способен поражать пилотируемые самолёты и крылатые ракеты.

Компания Lockheed Martin на базе созданного в интересах армии США лазера мощностью 30 киловатт по программе ATHENA планирует разработать и интегрировать на истребителях F‑35 модульный волоконно-оптический лазер мощностью 60–120 киловатт. Прототип установки может быть создан к 2021 году. General Atomics также планирует разместить 150-киловаттный лазер, разработанный по программе HELLADS, на своем беспилотнике Avenger.




Джейсон Эллис (Jason D. Ellis) из Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security) сообщил результаты опроса американских специалистов в оборонной сфере, проведённого в 2014 году и посвящённого перспективам использования боевых лазерных систем большой мощности: лишь 20% оценивают реальность ввода в строй систем лазерного оружия в ближайшие 6–10 лет, 30% — до 20 лет, почти 50% отодвигают эти временные рамки за 20-летнюю перспективу!

Адаптивные двигатели

Многие эксперты отмечают, что создание гиперзвуковых истребителей шестого поколения преждевременно по причине больших технологических рисков и стоимости НИОКР, но такие технологии будут развиваться в области создания перспективных гиперзвуковых ракет.

ВВС и ВМС США придерживаются разных подходов к разработке истребителей шестого поколения, но имеют общую программу по разработке двигателей. В 2006 году General Electric и Rolls-Royce North America выиграли контракт AFRL на разработку прототипа двигателя нового поколения в рамках программы ADVENT (Adaptive Versatile Engine Technology — технология универсального адаптивного двигателя). Компания Pratt & Whitney участвовала в конкурсе, но проиграла, однако продолжила работу за счёт собственных средств.

Перспективные двигатели будут иметь три контура.

Важнейшим их компонентом станет адаптивный вентилятор, который будет регулировать проход воздуха через третий контур. Возможность изменения объема воздуха и степени двухконтурности позволит устанавливать для каждой точки диапазона высот и скоростей своё оптимальное значение и сократить расход топлива на 25%.

Опционно-пилотируемые

Многими специалистами подвергаются сомнению и концептуальные подходы компании Boeing по разработке истребителей шестого поколения. Фирма ведёт разработку сразу двух вариантов летательного аппарата — пилотируемого и беспилотного.

Создание беспилотной версии потребует большого скачка в технологиях искусственного интеллекта. Однако динамика развития в этой области намного меньше ожиданий.

Уже существующие беспилотные системы типа MQ‑1 Predator и MQ‑9 Reaper, способные поражать наземные цели, являются всё-таки не полностью автономными, а дистанционно-пилотируемыми. Такой вид управления требует надёжных систем телекоммуникации между БПЛА и пунктом управления. Для массового применения БПЛА необходимо значительное количество радиоканалов с большой пропускной способностью. Это может стать существенным фактором, сдерживающим массовое использование такого рода аппаратов. Дефицит радиоканалов впервые проявился при использовании БПЛА во время боевых действий в Югославии.

«Наиболее предпочтительным вариантом является опционно-пилотируемый самолёт, способный выполнять полёт как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах, — считает Сергей Моисеев. — В беспилотном режиме он будет использоваться в операциях повышенного риска для сохранения жизни лётчика и выполнения задач радиоэлектронного и огневого подавления средств ПВО, поражения наземных целей с достоверно известными координатами в глубине обороны противника, а также в отдаленной перспективе — поражения воздушных целей».

По материалам журнала ОАК "Горизонты" №4 2015 г.

* * *

Дополнено 14 июня 2016 г.:
Российский боевой самолёт шестого поколения будет гиперзвуковым, его опытный образец совершит первый полёт до 2025 года, заявил ТАСС в четверг 9 июня глава дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Владимир Михайлов.

«Опытный образец самолёта шестого поколения совершит первый полёт раньше 2025 года. Он поднимется в воздух, как мы планируем, не позднее чем через два — три года после 2020-го», — сказал собеседник агентства.

Рейтинг статьи:   +1+2+3+4+5 (оценок - 3, средняя - 4,67)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ





СТАТЬИ ПО ТЕМЕ