Новые подходы к подготовке производства МС-21

МС‑21 — самолёт, над которым, без преувеличения, трудится весь отечественный авиапром. Это десятки предприятий в Москве, Ульяновске, Перми, Воронеже.

Собирают МС‑21 в Иркутске. Лайнер должен получиться легче, быстрее, экономичнее и, что немаловажно, экологичнее своих конкурентов, благодаря использованию технологий, которые почти все с определением «передовые».

Без стопок бумажных чертежей и громоздких макетов в Инженерном центре им. А. С. Яковлева — основном конструкторском подразделении корпорации «Иркут», теперь обходятся легко. В распоряжении разработчиков — самая современная компьютерная программа. Точнее, единая информационная среда. В ней создают цифровую модель МС‑21 в трёхмерном формате.

«Мы наконец пошли в те технологии, которых у нас не было, — говорит президент корпорации “Иркут” Олег Демченко. — Многие и сейчас продолжают не верить, что мы это сделаем».

Всю информацию передают по высокоскоростным каналам из Москвы сразу на завод в Иркутске. А свои замечания и правки специалисты могут вносить даже в режиме онлайн. При этом система максимально защищена.

«Увеличилась скорость передачи информации, и сократились временные задержки по причине проверки комплектности документации и запуска её в производство, — рассказывает Андрей Белов, заместитель главного конструктора по управлению электронными макетами и конфигурацией корпорации “Иркут”. — На этапах, когда ещё часть документации выпущена, часть — нет, уже приступают к работе технологи завода».

Итак, 3D-модель готова и одобрена всеми участниками производства. Теперь макеты отдельных деталей поступают в обрабатывающие центры. Новые, специально закупленные станки с высокой точностью вытачивают все элементы конструкции лайнера. Такая техника справляется даже с шестиметровыми болванками.

Но все же главное требование к самолётам — безопасность. Каждый элемент лайнера должен быть протестирован. На Иркутском авиационном заводе ответственно подошли к контролю качества. Детали подвешивают на кран-балку и опускают в камеру, где покрывают люминесцентным составом. Потом их моют и тщательно осматривают под ультрафиолетовой лампой. Если в детали есть микроскопические трещины, то светящееся вещество в них останется. «Раньше мы делали детали для изделия “Эйрбас”, — делится Мария Рожина, мастер участка люминесцентного контроля Иркутского авиационного завода, — но сейчас делаем для изделия МС‑21».

Далее идёт этап сборки отсеков. Автоматизированная линия состоит из нескольких десятков станций. Технологи тщательно просчитывают, сколько и какие операции проводятся на каждой. Точность процесса контролируют лазерные системы. Так что дополнительная подгонка и всё те же чертежи уже не нужны.

«Производится контроль операции путем лазерных трекеров, которые выдают нам цифровые координаты расположения нашего отсека в пространственном положении», — говорит Иван Шевченко, мастер Иркутского авиационного завода.

Крупные элементы перевозят при помощи роботов-тележек. Одна такая тележка способна поднять груз массой до 40 тонн.

Большой плюс этих транспортных платформ ещё и в экономии пространства: они очень манёвренные, для движения им нужно совсем немного места. Это помогает избежать дорогостоящего капитального строительства.

Дальше по плану — сборка полуфюзеляжей. С виду простая операция — на деле процесс трудоёмкий. Раньше это делали вручную, теперь достаточно задать программу автоматической сборочной станции, и она сама оптимально состыкует отсеки МС‑21.

«На этой линии уже полностью собран наш первый самолёт. В 90-е годы мы здорово отстали по технологиям. Да и в 80-е годы мы тоже держались на грани. Сейчас могу сказать — мы на уровне планеты всей. Мы сделали технологический переворот на всех предприятиях кооперации, которые работают на МС‑21 в России», — говорит Олег Демченко.

Сейчас на Иркутском авиационном заводе собирают два первых самолёта. Один поедет в Центральный аэрогидродинамический институт, где его будут подвергать усиленным нагрузкам, чтобы доказать надежность конструкции. Второй предназначен для летных испытаний. Его фюзеляж уже собран, идет монтаж крыла. А это значит, что машина будущего скоро станет машиной настоящего.

7 июня директор по бережливому производству Иркутского авиазавода Сергей Яманов сообщил, что сразу пять самолётов МС-21 находятся в различной стадии сборки — три лётных, одна машина для статических испытаний (по готовности будет отправлена в ЦАГИ) и одна — для ресурсных испытаний.

В декабре 2016 — феврале 2017 года планируется поднять первый лётный прототип в воздух и приступить к сертификации и лётным испытаниям нового лайнера.

Источник: журнал ОАК "Горизонты" / №2 (10) 2016

 

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...