МС-21 или B737MAX — что выберет лоукостер?

Российский лоукостер "Победа" увеличит парк своего флота до 45 самолётов. Авиакомпания договорилась с Boeing о поставке начиная с конца 2019 года 15 бортов версии B737MAX8. Таким образом "Победа" рассчитывает выйти в 2022 году на перевозку до 16 млн пассажиров в год.

По информации "Комерсанта", лоукостер уже опубликовал вакансии командиров воздушных судов, пилотов и бортпроводников на B737NG/MAX, соискатели должны иметь допуск на такие самолёты и «возможность в самое ближайшее время управлять» ими.

Сейчас в парке "Победы" 20 самолётов B737NG, до середины 2019 года авиакомпания получит ещё десять машин. По стратегии развития к 2020 году флот «Победы» должен состоять из 45 самолётов.

Примерно в это же время - конец 2019-первая половина 2020 года ожидается начало поступления в парк Аэрофлота российских среднемагистральных самолётов МС-21, относящихся к тому же типу ВС, что и B737MAX. Самолёты будут поступать в течение 2020-2026 годов на условиях операционного лизинга на 12 лет. Всего Аэрофлот получит за этот период 50 самолётов МС-21.

МС-21 - инновационный продукт российского гражданского авиастроения. Ожидается, что по своей экономической эффективности он опередит конкурентов - последние версии B737 и A320. Лизинговая ставка на МС-21 будет сопоставима с этими самолётами, но для Аэрофлота, как для стартового заказчика она будет ниже — $370 тыс. против $429 тыс. в месяц. При этом за первые двадцать бортов МС-21 в течение первых трёх лет поставок Аэрофлот получит компенсацию за сниженный гарантированный налёт относительно зарубежных судов в размере $45,14 млн ($2,26 млн) на судно. Общая сумма сделки — $5,3 млрд, в том числе $3,6 млрд за лизинг и $1,7 млрд за техобслуживание.

Среди первых получателей нового российского самолёта будут также Red Wings и ИрАэро. Но авиакомпания "Победа" никогда даже не проявляла интерес к этому самолёту. Почему?

Бизнес-модель лоукостера, у которого в парке относительно небольшое количество машин, предполагает большой суточный налёт с минимальным количеством простоев.

Среднее время разворота у "Победы" составляет 35 минут, в базовом аэропорту Внуково - 30, а в аэропорту Бегишево в Набережных Челнах оно и вовсе - 25 минут. В 2017 году "Победа" стала мировым лидером по показателю среднего налёта на самолётах Boeing B737 - 15–16 часов в сутки на судно. Это данные самого производителя самолётов.

Поэтому, как считает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Фёдор Борисов, "говорить о конфликте отечественной и иностранной авиатехники внутри группы "Аэрофлот" было бы неверным". "Победа" минимизирует операционные убытки, а приход и эксплуатация нового типа ВС их только увеличит.

А вот риски самого "Аэрофлота", в парке которого более 200 самолётов, значительно ниже. И именно "Аэрофлот" первым в России начал эксплуатацию Суперджета, помогая АО "ГСС" выявить и устранить все "детские болезни" самолёта.

Экономическая эффективность МС-21 определяется наличием современной силовой установки, высоким аэродинамическим качеством, повышенным комфортом и сокращением времени посадки/высадки пассажиров за счёт более широкого прохода, что позволяет устранить "тоннельный эффект" - когда один пассажир грузит багаж на полку, а другой ждёт его, чтобы пройти на своё место.

Высокое аэродинамическое качество МС-21 достигается за счёт композитного крыла большого удлинения (11,5). Композитное крыло гораздо более жёсткое, чем алюминиевое, позволяет сделать его тоньше с большим удлинением, снизив тем самым лобовое и индуктивное сопротивление. И даже без применения винглетов такое крыло позволяет улучшить аэродинамическое качество на 5-6 процентов и, соответственно, повысить топливную эффективность самолёта.

МС-21 будет оснащаться двигателями ПД-14 или американскими Pratt&Whitney. Обе силовые установки отвечают всем современным требованиям, отличаются сниженным расходом топлива, сокращением вредных выбросов и уменьшением шума, что в совокупности снижает авиакомпаниям операционные расходы и экологические платежи.

Российские двигатели будут устанавливаться на половину из первых 630 самолётов, поэтому Аэрофлот получит все МС-21 с двигателями Pratt&Whitney, Red Wings - четыре самолёта с ПД-14 и 12 с PW1400G-JM.

По договорённости с американским производителем на 315 из 630 МС-21 может быть установлен российский двигатель ПД-14 без дополнительного согласования с P&W.

Из первых 110 самолётов 35 будут выпущены с ПД-14, а 75 — с PW1400G. В следующей партии из 240 МС-21 российский двигатель получат 115 самолётов, американский — 125. Затем в партии из 279 самолётов ПД-14 поставят на 165 машин, а PW1400G — на 115. С 631-го самолёта выбор двигателя останется на усмотрение заказчика.

Стоимость самолёта оценивается в $85 млн. А весь комплекс применённых в нём технических новаций предоставляет авиакомпаниям возможность сократить время оборота в аэропорту на 15-20 процентов, непосредственные операционные расходы снизить на 12-15 процентов по сравнению с непосредственными конкурентами, что согласно расчётам компании Lufthansa Consulting, позволит МС-21 генерировать до $4 млн дополнительных доходов в год.

Boeing 737MAX8 — узкофюзеляжный самолёт четвёртого поколения семейства 737, выпускается с 2017 года. Вместимость — до 210 кресел, дальность полёта — 6,5 тыс. км, двигатель на 14% экономичнее версии NG, каталожная цена — $117 млн. Airbus вывел на рынок аналогичный A320neo в начале 2016 года.

Таким образом, в перспективе МС-21 представляет собой более экономически выгодную машину, чем его прямые конкуренты. А после "обкатки" самолёта в Аэрофлоте и других российских и зарубежных компаниях в России может появиться новый лоукостер, который будет эксплуатировать только отечественную технику. Такой пример мы уже имеем - авиакомпания "Азимут".

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (10 оценок, среднее: 4,40 из 5)
Загрузка...