Ми-35М: модернизация легенды

История создания

В конце 1960-х годов руководством Советского Союза было принято решение активизировать разработки специализированного боевого вертолёта. Успехи в разработках уникальных боевых машин пехоты породили идею создания «летающей боевой машины пехоты». Этим грозным оружием стал первый и основной советский боевой вертолёт Ми-24.

В результате целого ряда испытаний и доработок получилась транспортно-боевая машина, которая обладала высокими лётными характеристиками, имела мощное ракетно-пушечное вооружение, усовершенствованное прицельное и навигационное оборудование. Это последний вертолёт, созданный под непосредственным руководством М. Л. Миля.

В настоящее время около 1500 вертолётов этого типа состоят на вооружении более чем в 50 странах мира. В 1971 году первые вертолёты типа Ми-24 стали поступать в войска под названием Ми-24А. В последующие годы было создано множество модификаций этого вертолёта: Ми-24У, Ми-24Б, Ми-24Д, Ми-24ДУ, Ми-24В, Ми-24П, Ми-24ПН.

Модернизация данного типа вертолётов не прекращается и сегодня.

Миротворческие и боевые заслуги

Вертолёты типа Ми-24 эффективно применялись и применяются в горячих точках разных регионов мира, где доказали свою незаменимость в качестве надежного и универсального оружия. Вертолётчики особенно ценят Ми-24 за мощное и высокоточное вооружение и надежное бронирование. По составу вооружения и массе боевой нагрузки Ми-24 превосходят все серийные зарубежные аналоги.

Вертолёты обладают уникальным опытом работы в условиях высоких температур. Они надежны, неприхотливы, оснащены внушительным арсеналом вооружения благодаря чему заслужили репутацию отличных «солдат».

Вертолёты типа Ми-24 активно применялись в ходе войны в Афганистане. Об этих машинах знают и на Африканском континенте, где они также с успехом выполняют боевые задачи. Ми-24 принимали участие практически во всех операциях ООН по поддержанию мира в различных африканских регионах. В ходе этих операций российские вертолёты получили высокую международную оценку. Особо отмечалась их боевая эффективность и эксплуатационная надежность. Задачей боевых вертолётов являлось обеспечение безопасности персонала ООН путем воздушного сопровождения наземных конвоев, осуществление поисково-спасательных и наблюдательных полетов, поддержка аэромобильных операций воинского контингента миссии ООН.

Опыт эксплуатации вертолётов типа Ми-24 в европейских, азиатских, африканских и латиноамериканских странах дал большой объем информации, анализ которой позволил проводить дальнейшее совершенствование и модернизацию этого уникального Вертолёта.

Ми-35М

В 1990-х годах остро встал вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования Ми-24. Основанием для принятия решения о его глубокой модернизации послужила необходимость улучшения летно-технических характеристик машины, а также обеспечения более эффективного использования всех возможных видов вооружения (включая высокоточное оружие) в круглосуточном режиме и в самых разнообразных физико-географических условиях, в том числе использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья.

В 2000 году предприятие «Роствертол» и Московский Вертолётный завод им. М. Л. Миля за счет собственных средств приступили к работам по созданию опытного образца вертолёта Ми-35М. Для повышения эксплуатационной технологичности и унификации конструкции на новой машине установили те же несущую систему и двигатели, что и на Ми-28Н.

Благодаря программе модернизации вертолёт Ми-35М стал многоцелевой ударной машиной, способной выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме, в том числе в сложных метеоусловиях. Вертолёт оснащен несъемной подвижной пушечной установкой НППУ-23 с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм и вооружается противотанковыми управляемыми ракетами типа «Штурм» и «Атака». Одной из особенностей конструкции Ми-35М стало использование укороченных крыльев и облегченного неубирающегося шасси, что положительно сказалось на массе вертолёта. X-образный рулевой винт одновременно с уменьшением уровня шума обеспечивает вертолёт большей управляемостью. Машина получила и новые двигатели, что позволило увеличить ее высотность.

Ми-35М поставляются в страны СНГ и, что особенно важно, этими Вертолётами в настоящее время оснащаются подразделения Министерства обороны России.




Ми-35М в российской армии

Безусловно, главными эксплуатантами надежных «двадцатьчетверок» и их модификаций являются российские военные. Министерство обороны России — крупнейший заказчик продукции российских вертолётостроителей. Предприятие «Роствертол», входящее в холдинг «Вертолёты России», поставляет Минобороны Ми-35М в строгом соответствии с утвержденными графиками.

Летчики армейской авиации различных военных округов постоянно совершенствуют навыки управления и применения нового вертолёта в ходе учений. Так, в августе 2015 года машины Ми-35М Западного военного округа принимали участие в летно-тактических учениях в Ленинградской области. Вертолётчики отработали нанесение огневого удара по тыловым объектам условного противника, а затем высадили тактический воздушный десант в глубине его обороны.

В октябре 2015 года подобные учения экипажей Ми-35М Южного военного округа проходили в предгорьях Эльбруса. Вертолёты отрабатывали полеты и маневрирование на предельно малых высотах в условиях высокогорья, в том числе с огибанием рельефа местности — хребтов и подгорий, а также выполняли пролеты через горные ущелья. Кроме того, пилоты практиковали взлеты и посадки с необорудованных горных площадок на высотах от 1,5 до 3,0 тыс. м и обучались уверенному ориентированию по приборам, а также приемам эффективной и точной стрельбы из штатного вооружения вертолётов.

В ноябре 2015 года экипажи вертолётов Ми-35М авиабазы армейской авиации Южного военного округа прошли курс специальной подготовки с применением очков ночного видения на горном полигоне в Кабардино-Балкарии. Военные вертолётчики отрабатывали выполнение десантно-транспортных задач на равнинной местности и в условиях высокогорья, а также полетные задания по обнаружению баз незаконных вооруженных формирований и диверсионно-террористических групп условного противника в горных районах и лесном массиве.

Ми-35М с новым оборудованием

Глубокая модернизация вертолёта Ми-24 в Ми-35М позволила создать машину, обладающую массой неоспоримых преимуществ и составившую достойную конкуренцию современным образцам зарубежной военной техники. Однако с развитием новых технологий возникает необходимость обновления части оборудования и вооружения. В соответствии с пожеланиями заказчиков в настоящее время «Роствертол» и Московский Вертолётный завод им. М. Л. Миля под руководством холдинга «Вертолёты России» создают новый Ми-35М, оборудованный новейшими системами. Эти системы дают возможность значительно повысить живучесть вертолёта и его боевые качества.

На новом Ми-35М установлены системы, позволяющие обеспечить применение более современных средств поражения (управляемого и неуправляемого вооружения), а также возможность полета по маршруту в автоматическом режиме и снижение нагрузки на экипаж при управлении вертолётом и применении вооружения.

Взамен применявшейся ранее аппаратуры радио-электронного противодействия на Ми-35М установлен бортовой комплекс обороны «Президент-С35», позволяющий Вертолёту быть практически неуязвимым для управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения.

В соответствии с программой импортозамещения покупных комплектующих изделий, осуществляемой на предприятиях холдинга «Вертолёты России», на новом Ми-35М установлены: двигатель ВК-2500-02, новый прицел летчика, идентичный установленному на вертолёте Ми-28НЭ, аппаратура передачи команд и аппаратура канала управления управляемым ракетным вооружением производства предприятий России. Ми-35М с новым оборудованием впервые был продемонстрирован на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015.

Своевременно принятое решение о глубокой модернизации вертолёта Ми-24 в вариант Ми-35М и успешное воплощение этой идеи в жизнь дало возможность легендарной боевой машине, перешагнув в новое тысячелетие, занять достойное место в современной боевой авиации.

Оцените статью: +1+2+3+4+5
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ





СТАТЬИ ПО ТЕМЕ