Как создаются популярные компьютерные авиасимуляторы

Авиасимуляторы — не самые популярные компьютерные игры. Сложность управления часто пугает даже профессиональных «геймеров». Тем не менее, возможность совместных онлайн-полётов и боёв с любителями из разных уголков мира, крупные турниры и доступность симуляторов по сравнению с полётом на реальных боевых машинах делают свое дело. Виртуальный штурвал «берут в руки» всё больше и больше людей.

К увлечению сына компьютерными играми сотрудник ОКБ Сухого Александр Корнев относится с осторожностью — как у многих подростков, это хобби у Кирилла зачастую отнимает слишком много времени. Но к игре «Ил-2. Штурмовик» — одному из самых первых и популярных отечественных авиасимуляторов — был благосклонен, всё-таки этот виртуальный мир имеет непосредственное отношение к его работе, да и другие плюсы налицо.

«Тут не только игровой момент, но и обучение. Благодаря этой игре Кирилл узнал факты из географии и истории, в особенностях самолёта разобрался. Да, и патриотический воспитательный момент присутствует, — вспоминает Александр. — Тут я не противился и даже жену попросил не ограничивать сына».

«Ил-2. Штурмовик», первая версия которой вышла ещё 14 лет назад, — лишь одна из игр, дающих возможность управлять боевыми самолётами. Авиасимуляторов в мире выпущен уже не один десяток. Некоторые дают возможность полетать на самолётах, ещё даже не пошедших в серию. Так, например, ПАК ФА Т-50 уже представлен в виртуальном мире «Second life» и в аркадном симуляторе «Ace Combat: Assault Horizon». Впрочем, достоверность в передаче всех лётно-технических характеристик возможна, только если речь идёт об уже не секретных машинах.

Например, времён Второй мировой войны. Именно этому периоду посвящена одна из самых популярных среди геймеров игр — World of Warplanes.

World of Warplanes
World of Warplanes

«Нас привлёк именно этот период 30–50 годов, потому что, на наш взгляд, авиационная мысль в это время сделала скачок в своём развитии. И те подходы и принципы, которые использовались при создании авиационной техники, положили начало современной авиации», — рассказывает один из создателей игры, руководитель отдела оперирования Андрей Яранцев.

Самолёты для компьютерных игр делают не так, как настоящие. Например, внутренности рисуют чуть ли не в последнюю очередь. И то только если предполагается, что во время воздушных боев в пробоинах будет виден каркас. Первый же этап в такой работе — сбор информации.

«Наши специалисты по истории предоставляют нам данные лётных испытаний, данные о боевом применении того или иного самолёта, чертежи различные, воспоминания ветеранов, то есть всю информацию, которая может нам помочь воспроизвести поведение и применение боевого самолёта в реальных условиях», — делится секретами гейм-дизайнер Антон Мускеев.

Полученные от историков схемы переводятся в пакет трёхмерной графики — сначала проекции «сбоку», «сверху» и «спереди» оцифровывают, а затем по ним уже рисуют 3D-модель боевого самолёта и готовят к текстурированию.

«В процессе текстурирования наибольшее внимание уделяется мелким деталям: заклёпки, швы, технологические лючки и так далее, — рассказывает арт-директор проекта Артем Швецов. — После завершения этого этапа всё снова проверяют историки вплоть до количества заклёпок, их размеров. А уже потом самолёт начинает пачкаться — на него наносятся царапины и прочие следы старения самолёта».

«Наличие штурвала добавляет игре реалистичности и значительно упрощает управление. Можно пилотировать и стандартной клавиатурой и мышью, но при этом теряется смысл симулятора. Поэтому я думаю, что играть нужно все-таки с джойстиком», — Александр Овчаренко, геймер

Впрочем, возможность проявить фантазию предоставлена и игрокам. Кроме опции по прокачке машины — установке более мощных двигателей или более серьезного вооружения — каждый может кастомизировать самолёт под себя. Изменить камуфляж или нарисовать на фюзеляже эмблему, которая позволит легко отличить вас в бою.

Кроме готовых к бою машин, дизайнеры рисуют и разбитые самолёты — с пробоинами от выстрелов и даже с потерянными крыльями или хвостовым оперением.

«По материалам от историков мы моделируем внутренний каркас, чтобы в разломах было видно, что внутри есть что-то, что держит самолёт изнутри, — рассказывает Швецов. — Если есть дым, то самолёт ещё может летать. А если машина получает критичные повреждения, то у неё либо отламывается хвост, либо крыло отпадает. Тогда он может только падать».

Важно для создателей передать и особенности пилотирования и боевого применения того или иного самолёта. Например, подсказки для начинающих настоятельно рекомендуют не атаковать наземные цели на лёгких истребителях и не выходить на лобовую атаку.

«Мы учитывали все возможные параметры полёта, даже такие незначительные, как вес и сопротивление бомб и навесного вооружения», — вспоминает продюсер проекта Сергей Ильюшин, впрочем, тут же оговаривается, что некоторая условность в игре все-таки присутствует. Может быть, поэтому даже титулованные профессионалы пилотажа далеко не всегда добиваются успеха в виртуальных боях.

Ил-2 Штурмовик
Ил-2 Штурмовик

Юргис Кайрис, многократный чемпион СССР, Литвы, Европы и мира по высшему пилотажу, оказавшись не в кабине привычного самолёта, а на виртуальном поле боя, признался, что чувствует себя здесь «новичком»: «Нужно совершенствовать навыки, набирая всё новую ступень совершенства. В реальном самолёте ты чувствуешь скорость, перегрузки, напряжение полёта. И это, конечно, немножко другое, чем ты сидишь где-то перед компьютером и никуда не двигаешься».

Дело, по словам разработчиков, не только в перегрузках. Зачастую в игре что-то намеренно упрощается, ведь если один из самолётов будет иметь явные преимущества, соревновательный момент исчезнет.

«Например, как в случае с реактивными самолётами. Они были в то время крайне нединамичные, плохо выполняли вираж, плохо разгонялись и практически во всём уступали поршневым самолётам. Но в нашем случае они должны быть конкурентоспособными и интересными, — рассказывает гейм-дизайнер Антон Мускеев. — Потому что это - игра, и каждый должен иметь шанс на победу».

Отдельной сложностью при создании игры стали самолёты, в реальности никогда не существовавшие, но от того еще более привлекательные для виртуальных пилотов. К таким относятся, например, созданный в единственном экземпляре бронированный бомбардировщик Ил-20 с поршневым двигателем, первый советский самолёт, преодолевший тысячекилометровый рубеж скорости, Ла-160 или штурмовик Ил-40. Среди иностранных прототипов есть так ни разу и не взлетевший немецкий Фокке-Вульф Та183 или японский Кюсю J7W Синдэн с шестилопастным толкающим винтом в задней части фюзеляжа странной формы.

«Сбор информации — довольно-таки сложный процесс, потому что большое количество самолётов, которые мы производим, вообще никогда не летали, существовали только на бумаге, — рассказывает один из разработчиков Мирослав Бараненко. — Естественно, если самолёт хорошо представлен в чертежах, фотографиях или есть реально существующий летающий самолёт в музеях, то этот самолёт создать достаточно просто. Потому что много материалов. Гораздо сложнее создать самолёт, который не летал, существовал только в виде эскизов или простых чертежей».

Есть и другие особенности. В виртуальном бою могут оказаться машины, воевавшие на разных театрах боевых действий и потому в воздухе не встречавшиеся, также сложно представить себе в реальности сражение между двумя советскими истребителями.

Впрочем, даже опытные игроки признаются, что игра не передает всех ощущений, ведь в некоторых симуляторах не представлен даже режим «взлёт-посадка». А потому многие не прочь попробовать сменить компьютер на реальный самолёт или хотя бы на настоящий тренажер для военных лётчиков.

Источник: журнал ОАК "Горизонты" №2 2015 г.

Оцените статью: +1+2+3+4+5
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ





СТАТЬИ ПО ТЕМЕ