Как морская авиация России выслеживает подлодки США

На сегодняшний день в составе всех флотов России имеется 46 противолодочных самолётов Ил-38 и восемь усовершенствованных Ил-38Н. До 2020 года модернизацию должны пройти 28 базовых машин. Эти самолёты предназначены для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок противника, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений. Кроме того, на Северном и Тихоокеанском флотах имеется по эскадрилье дальних «противолодочников» Ту-142 — военно-морской версии стратегических бомбардировщиков Ту-95. Каждый «охотник на субмарину» несёт на борту целый арсенал, позволяющий выследить и уничтожить цель.

«Все эти самолёты очень мобильные, могут развивать большую скорость и за короткое время преодолевать большие расстояния, — рассказал РИА Новости адмирал Владимир Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом России. — В принципе, идущую на малой глубине лодку экипаж может заметить и визуально. Кроме того, используются специальные буи различного предназначения — инфракрасные, гидроакустические, пассивные, активные, автономные, для работы на разных глубинах и т.д. То есть экипаж самолёта подготовлен к встрече с любой целью».

По словам Владимира Комоедова, противолодочная авиация не работает «по вызову». Не возникает таких ситуаций, когда случайные рыбаки звонят в штаб флота и сообщают: «Только что увидели перископ. Пришлите кого-нибудь проверить». Вся работа по противолодочной обороне плановая и проводится регулярно. Морским самолётам выдаются квадраты, которые они с определённой периодичностью «засеивают» буями.


«Представьте, что вы сидите за столом. Стол — это район патрулирования. И противолодочные самолёты методично разбрасывают по нему буи, — объясняет Комоедов. — В этом районе могут быть лодки противника, а могут и не быть. Но проверить нужно обязательно. К этому патрулированию привлекают не только самолёты, но и надводные силы корабельной поисково-ударной группы, вертолёты с гидролокаторами и даже спутники. У нас есть аппараты, способные просматривать водную толщу на определенную глубину с орбиты. Таким образом, подводной угрозе противостоят разнородные силы, но под единым командованием. У командира группировки есть свой штаб, который «ведет» поиски по карте. У него есть связь с кораблями и самолётами. Патрули проходят регулярно. Мы называем такую работу поддержанием благоприятного оперативного режима в зонах ответственности флота».

Алгоритм действий противолодочных самолётов достаточно прост. Сбросив буи в своем районе, борт начинает ходить кругами, снимая показания с аппаратуры. Как только «маячок» срабатывает, указывая на наличие неопознанной подводной лодки, экипаж передаёт данные о её местонахождении на противолодочный корабль или свою субмарину. Параллельно он продолжает следить за другими буями, чтобы по мере их срабатывания вычислить примерный курс подлодки. Этот процесс напоминает игру «Морской бой»: если удалось «ранить» противника, то дальше уже примерно понятно, куда «стрелять», чтобы его «добить».

Кроме того, противолодочный самолёт может сам атаковать подводную цель. Ил-38 и Ту-142 несут на борту широкую номенклатуру средств поражения: противолодочные торпеды АТ-1 и АТ-2, ракеты АПР-1, АПР-2 и АПР-3, противолодочные бомбы, морские мины и многое другое. Модернизированный Ил-38Н оснащён новым прицельно-навигационным комплексом, который значительно повышает точность вооружения. Первые противолодочные самолёты сбрасывали бомбы буквально на глазок.

«Все-таки главная задача противолодочной авиации — обнаружить цель и дать о ней знать другим, — поясняет Владимир Комоедов. — Никто не справится с подводной лодкой лучше, чем другая субмарина. Это понимают и в США. У них в Северной Атлантике и на Тихом океане развернута стационарная гидроакустическая система обнаружения подводных лодок SOSUS. Американцы могут «услышать» нашу подлодку, не выходя из кабинета. Тем не менее этот метод не самый надёжный. Поэтому они и продолжают по старинке ходить близко к нашим берегам. А пока они это делают, наша противолодочная авиация без работы не останется».

Рейтинг статьи:   +1+2+3+4+5 (оценок - 2, средняя - 5,00)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ





СТАТЬИ ПО ТЕМЕ