Ил-76: к очередной годовщине первого полёта

25 марта 1971 года состоялся первый полёт первого отечественного реактивного военно-транспортного самолёта Ил-76 (СССР-86712, серийный номер 01-01) с четырьмя турбореактивными двигателями Д-30КП.

Самолёт под командованием Героя Советского Союза лётчика-испытателя Эдуарда Ивановича Кузнецова выполнил 20-минутный перелёт с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе в Москве на аэродром Лётно-испытательного института им. Громова.

 


Решение о первом полёте принимал методический совет ЛИИ, которому предстояло разрешить взлёт самолёта практически из центра Москвы - аэродром на Ходынке уже тогда располагался далеко от окраин столицы, и взлёт опытного тяжёлого самолёта с такого аэродрома был связан со значительным риском - полёт бы проходил прямо над жилыми кварталами. Но в тоже время с этого аэродрома без каких-либо проблем вылетали выпускавшиеся на соседнем заводе №30 Ил-18, которых подняли отсюда уже не одну сотню, а по расчётам для взлёта Ил-76 достаточно было и более короткой полосы.

Разбирать опытную машину и перевозить её в Жуковский на ЛИИ им. Громова обычным транспортом, представлялось делом хлопотным. Надёжность Ил-76 сводила риск к минимуму, ведь даже при отказе одного из двигателей взлёт и горизонтальный полёт с полной загрузкой возможен и на трёх, а посадка допускалась и на двух работающих двигателях. Всё же риск был большой, Ил-76 весил втрое больше обычных самолётов.

Ил-76 СССР-86712
Ил-76 СССР-86712

Уверенность в успешном перелёте основывалась на тщательной наземной отработке всех агрегатов и узлов самолёта, в конце концов было принято положительное решение и министр авиапрома П.В Дементьев подписал приказ, разрешающий первый вылет.

Вскоре газета "Правда" сообщала: "За несколько дней до открытия XXIV съезда КПСС в московское небо поднялся новый советский транспортный самолёт. Парторг завода Тупиков, все коммунисты и беспартийные жили одной мыслью: "Сделать машину надёжной, лёгкой, недорогой!"

Первый прототип и три последующие опытные машины выглядели вполне "цивильно" и не несли комплектного оборудования военно-транспортного самолёта, оставаясь без вооружения и средств РЭБ. Говорили, что этим скрывалось истинное назначение самолёта ввиду его предполагаемого показа на зарубежных авиасалонах, где представители советского авиапрома настаивали, что ИЛ-76 - сугубо гражданская машина.

Серийно Ил-76 производился на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова. Всего было выпущено 950 машин всех модификаций. В 2013 году Ташкентский авиазавод был реорганизован, а выпуск самолётов прекращён. В настоящее время производство перенесено на ульяновский «Авиастар-СП», где для нужд ВС страны серийно производится Ил-76МД-90А.

Автограф Генерального конструктора Генриха Новожилова на фото первого полёта Ил-76
Автограф Генерального конструктора Генриха Новожилова на фото первого полёта Ил-76
Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (6 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...