Ил-18 — турбовинтовой пассажирский самолёт

Ил-18 (по кодификации НАТО: Coot — "Простак") — пассажирский самолет для авиалиний средней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением.

Самолёт Ил-18 был разработан конструкторским бюро Ильюшина в середине 1950-х годов. В то время быстрорастущий спрос на воздушные перевозки требовал более вместительных и скоростных лайнеров, чем существовавшие поршневые самолёты.

25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР о создании пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями. После того, как 26 августа 1956 года Сергеем Ильюшиным был утверждён эскизный проект Ил-18, в сентябре того же года началась постройка первого опытного самолёта.

Первый полёт опытный самолёт совершил 4 июля 1957 года, перелетев с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе на лётную базу в город Жуковский (продолжительность полёта составила 1 час 57 минут).

Самолёт Ил-18 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре турбовинтовых двигателя АИ-20, и оперением палубной схемы. Отличительной особенностью самолёта является применение герметичного фюзеляжа с системами кондиционирования и наддува воздуха от компрессора двигателя, что обеспечивало нормальные условия для пассажиров и экипажа на любой высоте полёта.

Первый опытный самолёт Ил-18 (производства 1957 года) был рассчитан на 75 пассажирских мест или 12 т коммерческого груза и имел два салона на 10 и 65 мест соответственно, разделённых буфетом с выходными дверями в начале первого и в конце второго салонов. Первые серийные самолёты уже представляли собой модификацию Ил-18А (1958). При лётных эксплуатационных испытаниях самолёта Ил-18 с мощными турбовинтовыми двигателями выяснилось, что проблема борьбы с шумом и вибрациями очень сложна и требует значительного увеличения массы звукоизоляции. Генеральный конструктор принял решение о перекомпоновке пассажирских салонов с размещением в самых шумных зонах помещений, где во время полёта пассажиры совсем не бывают или заходят туда лишь на некоторое время. Таким образом в зоне винтов оказались гардероб и буфет. Одновременно было увеличено число пассажирских мест с 75 до 89 в двух салонах и произведено частичное усиление теплозвукоизоляции.

Самолёт Ил-18Б (1958-1959) отличается от Ил-18А увеличением максимального коммерческого груза с 12 до 14 т и максимальной взлётной массы с 58 до 61,2 т с одновременным усилением элементов шасси и крыла при сохранении компоновки салонов.

На самолёте Ил-18В (1960-1965) были перекомпонованы пассажирские салоны и перенесены входные двери в вестибюли, разделяющие пассажирскую кабину на три салона с числом мест 20, 55 и 14 соответственно. В переднем вестибюле в зоне винтов размещались гардеробы и туалеты, в заднем — буфет. В 1963-1964 годах на самолёте было установлено дополнительное и улучшенное пилотажно-навигационное оборудование.

На самолёте Ил-18Е (1965-1966), в отличие от Ил-18В, число пассажирских мест было увеличено до 120 с максимальной плотностью компоновки и дальнейшим улучшением комфорта: модернизированы туалеты, гардеробы и буфет, улучшена отделка салонов, установлены более комфортабельные кресла.

Самолёт Ил-18Д (1965-1969) отличался увеличенной максимальной дальностью полёта (до 6500 км), полученной вследствие размещения дополнительных ёмкостей топлива в подфюзеляжной части центроплана и соответственно увеличения взлётной массы самолёта с 61,2 до 64 т и замены двигателей АИ-20К двигателями АИ-20М. Одновременно на самолёте была установлена бортовая система управления заходом на посадку.

На базе самолёта также создано несколько модификаций для перевозки грузов, военных и научных целей. Для отдельных полётов в Антарктиду впервые в 1962 году на Ил-18В были установлены дополнительные баки вместо кресел пассажирской кабины, благодаря чему запав топлива увеличился с 23 500 до 31 000 л.

В феврале 1981 года Ил-18 совершил перелёт Москва — Антарктида вдоль меридиана, проходящего по Восточной Африке. Перелёт протяженностью 15 950 км был совершён с двумя промежуточными посадками за 25 лётных часов.

Производство Ил-18 продолжалось с 1958 года по 1970 год.

Самолёт Ил-18 положил начало широкому развитию международных авиалиний Аэрофлота и массовому авиаэкспорту. За создание Ил-18 группе конструкторов во главе с Генеральным конструктором Сергеем Ильюшиным в 1960 году была присуждена Ленинская премия.

Лётно-технические характеристики:

  • Размах крыла: 37,42 м
  • Длина самолёта: 35,90 м
  • Высота самолёта: 10,17 м
  • Площадь крыла: 140,0 кв. м
  • Масса: пустого самолёта — 35000 кг, максимальная взлётная — 64000 кг.
  • Внутреннее топливо: 22700 литров + 7300 литров опционально в баках на концах крыльев
  • Тип двигателя: 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20М
  • Мощность: 4 х 4252 л.с.
  • Максимальная скорость: 685км/ч
  • Крейсерская скорость: 625 км/ч
  • Практическая дальность: 6500 км
  • Дальность действия: 3700 км
  • Практический потолок:10000 м
  • Экипаж: 5 человек
  • Полезная нагрузка:120 пассажиров или 13500 кг груза
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ





СТАТЬИ ПО ТЕМЕ