Alitalia на грани банкротства и не интересна новым инвесторам


Всего через два года после своего драматического спасения Alitalia, cтолкнувшись с вероятной возможностью ликвидации, снова близка к краху. Борьба авиакомпании за выживание была одной из многих, казалось бы, бесконечных историй в европейской авиационной отрасли, для которой это банкротство будет редким событием.

В отличие от своих коллег из США, европейские перевозчики не выиграли от консолидации. В Европе были созданы три большие группы авиакомпаний - International Airlines Group (IAG), Lufthansa Group и Air France-KLM, но их общая доля рынка доступных мест составляет всего около 30%. Для сравнения, три крупнейшие авиакомпании США - American Airlines, Delta и Southwest - контролируют 58% североамериканского рынка, и если к ним добавить United Airlines, то доля предлагаемых мест увеличится до 72%.

Основное различие между США и Европой не в слияниях, а в остальной части рынка. Несмотря на присутствие трёх больших групп авиаперевозчиков в Европе, многие второстепенные игроки не исчезли. За последние пять лет произошло только два громких банкротства европейских авиакомпаний - в начале 2012 года рухнули венгерская Malev и базирующаяся в Барселоне Spanair. Венгерское правительство так много раз выручало Малев, что Европейская комиссия не разрешила оказывать авиакомпании дальнейшую помощь. Spanair лишилась финансирования от управления автономного сообщества Каталонии в связи с тем, что власти больше не могли содержать перевозчика, причиной отказа от спонсирования Spanair был назван "текущий экономический климат" в Европе, другими словами - финансовый кризис.

Что ещё более важно в этих случаях, а также в целом по отрасли, то, что чистого сокращения мест не произошло. В Венгрии освободившиеся места были заняты низкобюджетными перевозчиками (лоукостеры) Ryanair и Wizz Air. В Барселоне Vueling использовала возможность быстро расширить свою домашнюю маршрутную сеть. В 2012 году, когда обанкротились Malev и Spanair, Wizz Air и Vueling имели 37 и 46 самолётов соответственно. В конце 2016 года Wizz Air управляла 67 самолётами и имела ещё 145 твёрдых заказов, а Vueling - 99 самолётов плюс опцион на 46 машин.

Несмотря на два банкротства и существенные сокращения Air France-KLM, Lufthansa и вторичных SAS или Alitalia, общий потенциал внутриевропейского рынка продолжает расти. Количество предлагаемых мест увеличилось за 10 лет с 2006 года на 4% и ещё на 8% за последние два года.

Поскольку рынок развивается, его бенефициарами стали низкобюджетные перевозчики. За пять лет с 2012 года Lufthansa сократила свои предложения на 6%, а Air France-KLM - на 18%. В то же время Ryanair увеличила на 24%, EasyJet - на 25%, Norwegian - на 36% и Vueling - на 67%. Лоукостеры контролируют примерно половину внутриевропейского рынка пассажирских авиаперевозок и продолжают расширять эту долю.

Плачевная ситуация с Alitalia не является единственной в европейской авиационной отрасли. В 2016 году авиакомпания Air Berlin сообщила о своей самой серьёзной потере - сокращении авиапарка со 140 до 75 воздушных судов. Как и в других случаях, провозные мощности не сократились, т.к. подразделения Lufthansa - авиакомпании Eurowings и Austrian Airlines владеют 38 самолётами Air Berlin.

Тем не менее Air Berlin срочно нуждается в новом финансировании, поскольку оставшаяся часть бизнеса, а это в основном базы в Дюссельдорфе и Берлине - не является устойчивым, а любая продажа потенциальному новому инвестору будет затруднена из-за задолженности авиакомпании в размере более $1 млрд. Lufthansa выразила заинтересованность в покупке своего местного конкурента, но с условием, что долг на себя брать не будет, что может заставить крупнейшего акционера Air Berlin - Etihad Airways (29,2%), сделать последнее вливание в борющегося за выживание перевозчика.

25 апреля сотрудникам Alitalia была предоставлена возможность проголосовать за сокращение заработной платы и увольнения, чтобы сохранить авиакомпанию и разблокировать финансирование, но они отвергли эту возможность. И теперь банкротство для Alitalia стало ближе.

Правление авиакомпании заявило, что, учитывая «невозможность» рекапитализации, оно будет продвигаться вперед в соответствии с процедурами, установленными законом. Ожидается, что авиакомпания будет находиться под контролем специальной администрации, которая попытается продать компанию либо целиком, либо по частям, или решит, что она должна быть ликвидирована. Итальянское правительство исключило возможность национализировать убыточную авиакомпанию, но сообщило, что готово предоставить кредит в размере €300-400 млн. для обеспечения функционирования в течение полугода. Сама Alitalia заявляет, что её деятельность пока не затронута.

Найти другого инвестора для авиакомпании после того, как её нынешние акционеры, в том числе Etihad Airways (49%), отказались продолжить финанасирование, будет крайне сложно. Финансовый директор Lufthansa Ульрих Свенссон говорит: «Мы не должны покупать Alitalia», фактически он исключает вариант, которому отдаёт предпочтение итальянское правительство. Однако, активы Alitalia заинтересовали генерального директора Malaysia Airlines Питера Беллью (Peter Bellew), предложившим взять в аренду до восьми Airbus A330.

Перевозчик, который борется с жёсткой конкуренции со стороны лоукостеров, в марте обнародовал план спасения, согласно которому он будет стремиться сэкономить €1 млрд в течение трёх лет и сократить к 2018 году 20 узкофюзеляжных самолётов своего флота, но финансирование этого плана акционерами зависело от сотрудников, которые должны были согласиться на сокращение рабочих мест и уменьшение зарплаты.

После интенсивных переговоров между авиакомпанией и её профсоюзами, работникам была предоставлена ​​возможность проголосовать за версию трудового соглашения с меньшим количеством сокращаемых рабочих мест и заработной платы. «Утверждение плана позволило бы разблокировать увеличение капитала на €2 млрд, в том числе более €900 млн на новое финансирование, которое можно было бы использовать для повторного запуска авиакомпании», - сказано в сообщении Правления Alitalia.

Последние события в Alitalia также стали фиаско для Etihad, который агрессивно расширился в Европе и купил свой пакет Alitalia в 2014 году. «Мы глубоко сожалеем об итогах голосования сотрудников Alitalia, что означает, что проиграют все стороны: сотрудники Alitalia, её клиенты и её акционеры, а в конечном итоге, также Италия, для которой Alitalia является послом по всему миру», - говорит генеральный директор Etihad Джеймс Хоган (James Hogan).

Он отмечает, что акционеры Alitalia, включая Etihad, предоставили «огромные суммы» финансовой и коммерческой поддержки в течение трёх лет и вместе с итальянскими акционерами Alitalia были готовы оказать поддержку на сумму около €2 млрд для финансирования плана перезапуска компании.

Нино Корторилло (Nino Cortorillo), национальный секретарь профсоюза Filt-Cgil, говорит: «Сегодня вопрос заключается в том, как спасти авиакомпанию и 12 000 сотрудников, а также много тысяч в аэропортах, которые также работают в Alitalia».

Премьер-министр Италии Паоло Гентилони (Paolo Gentiloni) выразил разочарование в ходе голосования. Он добавляет, что Alitalia «должна быть в состоянии действовать на рынке, конкурировать» и что «условий для национализации Alitalia там нет».

Источник: Aviationweek.com

Рейтинг статьи:   +1+2+3+4+5 (оценок - 1, средняя - 5,00)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ





СТАТЬИ ПО ТЕМЕ