К годовщине первого полёта стратегического ракетоносца Ту-95

Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

12 ноября 1952 года состоялся первый полёт опытного образца стратегического бомбардировщика Ту-95. Поднял машину в небо экипаж под командованием лётчика-испытателя Алексея Дмитриевича Перелёта.

После окончания Второй мировой войны остро встал вопрос о создании стратегического бомбардировщика, способного поражать цели не только в Европе – эта задача была по силам бомбардировщику Ту-4, но и в США. Экспериментальный бомбардировщик Ту-85 с поршневыми двигателями смог бы преодолеть до 12 тыс. км, но его скорость была недостаточной. Поисковые работы по будущему Ту-95 коллектив под руководством Андрея Николаевича Туполева начал в 1948 году.

Летом 1951 года облик машины в целом был определён, к концу года утвердили эскизный проект, в октябре началось строительство опытного самолёта. Лётные испытания проходили тяжело, был потерян первый опытный образец. Тем не менее, в 1955 году, до окончания программы испытаний, стартовало серийное производство Ту-95. В серии находились модификации Ту-95М – 50 машин, включая четыре машины в варианте дальнего стратегического разведчика Ту-95МР, а также дальний самолёт разведки и целеуказания Ту-95РЦ – 53 машины, стратегические самолёты ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ, носители ракет Х-20М – 71 машина.

Построенные Ту-95 различных модификаций находились на вооружении до начала 1990-х гг., пройдя целый ряд крупных модификационных и модернизационных работ по двигателям, составу вооружения и оборудованию. На базе серийных Ту-95КМ в 1970–1980-е гг. были созданы ракетоносцы Ту-95К-22 – носители ракет Х-22Н. Путём глубокой модернизации Ту-95РЦ в конце 1960-х гг. создаётся дальний противолодочный самолёт Ту-142, в дальнейшем на основе его модификации Ту-142М был создан стратегический самолёт-ракетоносец Ту-95МС – носитель крылатых ракет большой дальности.

Самолёт Ту-95МС представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом и однокилевым оперением. Такая компоновка планера самолёта обеспечивает высокое аэродинамическое качество на высоких скоростях полёта. Улучшение ЛТХ также достигается за счёт большого удлинения крыла, соответствующего выбора угла стреловидности и набором профилей вдоль его размаха.

Силовая установка Ту-95МС состоит из четырёх ТВД НК-12MП с соосными четырёхлопастными винтами АВ-60К. Топливо на самолёте размещается в восьми загерметизированных отсеках кессонной части крыла (кессон-баках) и в трёх мягких баках в центроплане и задней части фюзеляжа. Заправка топливом централизованная. Имеется штанга топливоприёмника системы дозаправки в воздухе.

Первое боевое применение ракетоносца состоялось более чем через 60 лет после создания самолёта - 17 ноября 2015 года в соответствии с распоряжением Верховного главнокомандующего, президента РФ Владимира Путина, по позициям боевиков в Сирии были нанесены массированные удары крылатыми ракетами воздушного базирования и авиабомбами экипажами самолётов Дальней авиации ВКС РФ Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3.

На базе Ту-95 созданы противолодочный самолёт Ту-142, самолёт с компоновкой "Салон" Ту-116, пассажирский Ту-114. Последний, в свою очередь, использовался для создания самолёта ДРЛО Ту-126. Всего построено более 200 Ту-95, из которых предположительно более 60 находится на вооружении ВКС России. Как ожидается, ветераны смогут нести боевую службу до 2040-х годов.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (11 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...