Самолёт "Илья Муромец" Игоря Сикорского

25 самых выдающихся самолётов в истории отечественной авиации

1. С-22 «Илья Муромец», первый полёт — 23 декабря 1913 г.

Созданный в 1913 году под руководством русского конструктора Игоря Сикорского, этот самолёт стал первым в мире пассажирским самолётом, причём оснащённым спальными комнатами с ванной и туалетом, а также прогулочной палубой на крыше. Он же стал и первым бомбардировщиком и вообще прародителем всей мировой многомоторной авиации.

Сейчас в это трудно поверить, но перед Первой мировой войной большинство конструкторов были убеждены, что самолёты достигли предельно возможного для них размера. Считалось также, что невозможно использовать на крылатой машине более одного двигателя, поскольку при выходе из строя второго возникнет дисбаланс тяги и тогда самолётом невозможно будет управлять. Сикорский в 1913 году поставил не два, а четыре двигателя в ряд на крыло своего самолёта С-21 «Русский витязь», на базе которого был сделан С-22 «Илья Муромец». «Русский витязь» и «Илья Муромец» стали не просто самыми большими в мире — они были как минимум вдвое больше любого самолёта того времени.

Небесный тихоход - По-2, ночной бомбпрдировщик
Небесный тихоход - По-2, ночной бомбпрдировщик
2. По-2, первый полёт — 7 января 1928 г.

Знаменитая «летающая парта», самолёт первоначального обучения лётчиков, простой, надёжный и лёгкий в пилотировании. По-2 — самый массовый в мире биплан. Всего было произведено около 33 000 таких самолётов.

Этот самолёт позволил СССР подготовить десятки тысяч лётчиков. Но лишь учебными задачами его роль не ограничивалась. Он успешно применялся в сельском хозяйстве, как самолёт связи, разведчик, а также как ночной бомбардировщик, умевший подкрадываться к цели бесшумно и на предельно низкой высоте. Интересно, что По-2 успел повоевать и в Корее в 1950-х годах, уже в эпоху реактивной авиации. Опыт его использования в Корее послужил основой для разработки тактики применения ударных вертолётов. Американские лётчики называли По-2 неуловимым, поскольку он летел слишком низко и слишком медленно для реактивных машин, а материалы, из которых он был изготовлен (фанера и ткань), делали его незаметным для радаров. Фактически это был первый самолёт-невидимка.

АНТ-25 в Калифорнии
АНТ-25 в Калифорнии
3. АНТ-25, первый полёт — 22 июня 1933 г.

Самолёт, на котором 18 июня 1937 года экипаж во главе с Валерием Чкаловым выполнил первый в истории перелёт из СССР в США через Северный полюс.

Не все знают, что одну из главных целей того полёта достичь не удалось. АНТ-25 создавался для установления самого престижного по тем временам рекорда в авиации — дальности беспосадочного перелёта. Экипаж Чкалов, Байдуков, Беляков взлетел в Щёлково и через 63 часа 16 минут приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон, на границе с Канадой, преодолев 9130 км. Встречный ветер и обледенение вызвали повышенный расход топлива, и рекорд дальности установить не удалось. В баках самолёта после приземления осталось всего около 100 кг топлива из залитых изначально 6100 кг.

Но 12 июля 1937 года через Северный полюс в США перелетел экипаж в составе Громова, Юмашева, Данилина на втором АНТ-25, установив официальный рекорд дальности по прямой — 10 148 км. Их самолёт приземлился в Сан-Джасинто, на границе США с Мексикой. В баках оставалось топлива ещё на полторы тысячи километров.

И-15 "Чайка"
И-15 "Чайка"
4. И-15, первый полёт — осень 1933 г.

Этот истребитель стал первым в череде отечественных самолётов, считавшихся лучшими для своего времени. Немецкие пилоты легиона «Кондор», прилетевшие в 1937 году в Испанию помогать генералу Франко, быстро убедились, что их бипланы Henkel 51 уступали истребителю Поликарпова по всем статьям.

Полковник Е.Н. Степанов, воевавший на этом самолёте в Испании и совершивший на И-15 первый в мире ночной таран, говорил, что на нём можно при известной сноровке догнать на вираже свой хвост. В 1935 году В.К. Коккинаки на И-15 превысил абсолютный мировой рекорд высоты полёта, набрав 14 575 метров.

АНТ-20: самый большой в мире
АНТ-20: самый большой в мире
5. АНТ-20 «Максим Горький», первый полёт — 17 июня 1934 г.

Восьмимоторный гигант стал самым большим в мире самолётом с сухопутным шасси. Он строился на народные деньги: по всей стране было собрано 6 млн рублей на его создание. Самолёт представлял собой летающий дворец культуры. На борту находились собственная электростанция, пневмопочта, кинопроектор, библиотека и типография, а также громкоговорящая установка «Голос с неба». В его крыльях располагались двухъярусные кровати для отдыха.

Увы, как это часто бывает, триумф соседствовал с трагедией. Самолёт просуществовал чуть больше года. Во время полёта, организованного для семей строителей самолёта, по просьбе съёмочной группы истребитель И-5 попытался сделать мёртвую петлю вокруг АНТ-20. В высшей точке истребитель сорвался и рухнул прямо на АНТ-20.

Пе-8 - дальний высотный бомбардировщик
Пе-8 - дальний высотный бомбардировщик
6. Пе-8, первый полёт — 27 декабря 1936 г.

Этот самолёт превосходил не только немецкие тяжёлые бомбардировщики, но и самолёты подобного класса Англии и США, включая «Летающую крепость» В-17. Это был первый в мире скоростной высотный бомбардировщик. Советская правительственная делегация во главе с Молотовым в 1942 году беспрепятственно пролетела на Пе-8 над оккупированной Европой в Англию, затем в США и успешно вернулась в Москву. Ни истребители, ни зенитки немцев не смогли его достать.

Ил-2
Самый массовый боевой самолёт в истории авиации
7. Ил-2, первый полёт — 2 октября 1939 г.

Всего было выпущено 36 163 Ил-2. О его роли достаточно красноречиво говорят прозвища, которые дали этому штурмовику немцы: «черная смерть», «чума», «мясорубка». Немецкие летчики за живучесть прозвали его «бетонный бомбардировщик».

Его главной особенностью было включение брони в силовую конструкцию. Были случаи, когда самолёт возвращался из боя с 500 пробоинами.

Первоначально штурмовик проектировался двухместным, но было сочтено целесообразным серийно самолёт строить в одноместном варианте. Опыт первого года войны показал, что одноместному штурмовику трудно отражать атаки вражеских истребителей с задней полусферы. Успехам на фронте сопутствовали очень большие потери. И в середине 1942 года, после многочисленный пожеланий лётчиков штурмовой авиации, конструкторы вернулись к двухместному варианту машины.

В 1941 году за 10 боевых вылетов на Ил-2 давали звание Героя Советского Союза.

Долгожитель Ан-2
Долгожитель Ан-2
8. Ан-2, первый полёт — 31 августа 1947 г.

Этот самолёт унаследовал народное прозвище «кукурузник» от По-2. Между тем он является самым большим одномоторным бипланом в мире. Но в Книгу рекордов Гиннесса Ан-2 попал как единственный самолёт в мире, который выпускают уже более 68 лет. Его производство всё ещё продолжается в Китае.

Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира
Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира
9. МиГ-15, первый полёт — 30 декабря 1947 г.

Стал самым массовым реактивным боевым самолётом в истории авиации. Всего было выпущено 15 560 самолётов. Он служил в ВВС 40 стран. Последние МиГ-15 были сняты с вооружения Албании в 2006 году.

Славу одного из лучших истребителей своего времени и прозвище «самолёт-солдат» МиГ-15 получил во время Корейской войны. Именно на МиГ-15 летал самый результативный лётчик-истребитель в истории реактивной авиации - Евгений Пепеляев совершил в Корее 108 боевых вылетов и в 38 воздушных боях одержал 23 победы над реактивными самолётами противника.

tu-95
Ту-95 пришлось ждать своего первого боевого применения 59 лет - с 1956 до 2015 года
10. Ту-95, первый полёт — 12 ноября 1952 г.

Основной стратегический ракетоносец ВВС СССР, а затем и России. Наряду с американским В-52 является одним из немногих боевых самолётов, находящихся на службе уже более полувека. Секрет его долгожительства — уникальные двигатели НК-12. Они до сих пор остаются самыми мощными турбовинтовыми двигателями в мире. Каждый НК-12 вращает два соосных винта диаметром 6 метров.

МиГ-21 - самый известный в мире самолёт
МиГ-21 - самый известный в мире самолёт
11. МиГ-21, первый полёт — 16 июня 1956 г.

Самый массовый сверхзвуковой истребитель в истории авиации. Всего было построено 11 496 самолётов без учёта копий, изготовленных по лицензии в КНР. Благодаря массовости МиГ-21 был очень дешёвым в производстве: некоторые его модификации стоили дешевле, чем БМП. Он состоял на вооружении 65 стран и до сих пор летает, к примеру, в Болгарии, входящей в НАТО.

Советские лётчики за характерный вид прозвали его «балалайкой», но этот «инструмент» очень здорово играл на нервах противников в воздушном бою. Лёгкий, манёвренный и быстрый, МиГ-21 успешно вёл воздушные бои во время Вьетнамской войны при полном превосходстве в небе американской авиации. Своеобразным рекордсменом стал вьетнамский летчик МиГ-21 Ха Ван Тьюк, в одиночку вступивший в бой с 36 американскими самолётами и сбивший самолёт командира американского истребительного авиакрыла полковника Д. Фолина. Именно на МиГ-21 Фам Туан, впоследствии ставший первым вьетнамским космонавтом, сбил американский стратегический бомбардировщик В-52. Это единственный случай потери стратегического бомбардировщика в воздушном бою.

Ту-104: первый реактивный
Ту-104: первый реактивный
12. Ту-104, первый полёт — 15 сентября 1956 г.

Первый советский реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 года, после приостановки полётов британского реактивного авиалайнера «Комета» из-за серии катастроф, Ту-104 был единственным эксплуатируемым реактивным авиалайнером в мире.

Победитель конкурса пианистов имени П.И. Чайковского 1957 года американец Ван Клиберн через 40 лет вспоминал Ту-104 как одно из трёх чудес, поразивших его в Советском Союзе. Два других — Красная площадь и Московское метро.

Ту-114: перелетая границы
Ту-114: перелетая границы
13. Ту-114, первый полёт — 15 ноября 1957 г.

Созданный на базе стратегического бомбардировщика Ту-95, он на момент своего создания был самым большим пассажирским самолётом в мире. Ту-114 был столь велик, что во время визита Н.С. Хрущева в США в 1959 году в аэропорту Вашингтона не нашлось достаточно высокого трапа и пришлось использовать лестницу пожарной машины. До сих пор Ту-114 остаётся самым большим в мире турбовинтовым пассажирским самолётом и единственным турбовинтовым пассажирским самолётом со стреловидным крылом.

Сверхзвуковой перехватчик МиГ-25
Сверхзвуковой перехватчик МиГ-25
14. МиГ-25, первый полёт — 6 марта 1964 г.

Самый скоростной боевой самолёт в мире. С четырьмя ракетами под крыльями весом около 2 т он мог развивать скорость 3000 км/ч. Без ракет разгонялся и до большей скорости, но при этом начинало плавиться остекление кабины.

Двигатели в полёте так разогревались, что для их изоляции от топливных баков применялись посеребренные экраны. На каждый самолёт уходило 5 кг серебра. И всё же, по сравнению с основным соперником в борьбе за звание самого быстрого самолёта – американским самолетом-разведчиком SR-71 Blackbird, МиГ-25 был куда более простым, дешёвым и эффективным решением.

МиГ-25 уступал в максимальной скорости SR-71, но это был самолёт, который мог воевать, а не только летать на разведку: именно на счету МиГ-25 числится единственная официально признанная потеря США в воздушном бою в войне с Ираком 1991 года, когда в первый же день конфликта был сбит F/A-18. При этом выше МиГ-25 не поднимался в небо ни один самолёт с воздушно-реактивным двигателем.

31 августа 1977 года летчик-испытатель Александр Федотов на экспериментальном самолете Е-155М, созданном на базе МиГ-25, установил абсолютный рекорд высоты – 37 650 м. Это достижение не перекрыто до сих пор.

Особенность Ан-22 - возможность взлетать и садиться на грунтовых аэродромах
Особенность Ан-22 - возможность взлетать и садиться на грунтовых аэродромах
15. Ан-22 «Антей», первый полёт — 27 февраля 1965 г.

Самый большой в мире турбовинтовой самолёт и первый в мире широкофюзеляжный самолёт. Он мог поднимать 60 т груза при максимальной взлётной массе 225 т. И при своих огромных размерах «Антей» мог эксплуатироваться с грунтовых аэродромов.

На момент своего создания это был самый грузоподъемный самолёт в мире. «Созданием этого самолёта, – подчеркивал его конструктор О.К. Антонов, – был преодолён психологический барьер, связанный с боязнью очень «толстого» фюзеляжа».

fdhsnjs967840
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт
16. Ту-144, первый полёт — 31 декабря 1968 г.

Он взлетел на два месяца раньше англо-французского Concorde. Он же стал и первым в истории пассажирским самолётом, преодолевшим звуковой барьер. Это произошло 5 июня 1969 года. Раньше западноевропейского соперника Ту-144 преодолел и следующий символический рубеж: 25 мая 1970 года он разогнался до скорости 2150 км/ч, в два раза превышающей скорость звука.

Т-4 "Сотка"
Т-4 "Сотка"
17. Т-4, первый полёт — 22 августа 1972 г.

Этот проект, известный также под названием Су-100, – легенда отечественной авиации. Ракетоносец, который создавался как убийца авианосцев, должен был развивать максимальную скорость 3200 км/ч. Чтобы выдержать аэродинамический нагрев, его корпус сделали из титана и не стали покрывать краской. Она всё равно бы обгорела на такой скорости. Не выдержало бы такой скорости и остекление, поэтому после взлёта кабина лётчиков целиком закрывалась носовым обтекателем, который в отличие от аналогичной конструкции на Ту-144 был полностью непрозрачным.

Экипаж летел только по приборам, вперед можно было глянуть только в перископ. Т-4 имел шанс стать самым быстрым самолётом в мире. Увы, проект закрыли после девяти испытательных полётов. Причины назывались разные. Дальность полёта Т-4 составляла всего 6000 км. То есть вылет на боевое задание для экипажа означал полёт в один конец. После выполнения задачи экипаж должен был катапультироваться в определенном районе мирового океана и на надувном плоту ждать подводную лодку. Возможно, такую тактику посчитали в конце концов не слишком подходящей.

Ту-160
Ту-160 "Белый лебедь"
18. Ту-160, первый полёт — 18 декабря 1981 г.

Самый тяжёлый боевой самолёт в истории авиации и самый мощный сверхзвуковой боевой самолёт в мире. При взлетной массе 275 тонн способен разогнаться до 2230 км/ч. Четыре его двигателя в сумме развивают тягу 100 т. Боевая нагрузка равна 45 т. А ещё это один из самых красивых самолётов в мировой авиации. Недаром лётчики прозвали его «Белым лебедем».

су-27
Су-27 - лучший истребитель 4-го поколения
19. Су-27, первый полёт — 20 апреля 1981 г.

Лучший истребитель четвёртого поколения. Его создавали в противовес F-15, самолёту завоевания превосходства в воздухе ВВС США. Американцы, разрабатывая своего «короля воздуха», сделали ставку на упреждающее поражение цели со средних и дальних дистанций. В столкновениях со слабым противником такой подход вполне себя оправдал. Однако ещё Вьетнамская война показала, что воздушная схватка равных соперников заканчивается ближним боем, пресловутой «собачей схваткой». И здесь превосходство Су-27 оказалось полным. Ведь этот самолёт стал первым истребителем, выполненным по интегральной аэродинамической схеме: крылья, фюзеляж и гондолы двигателей переходят друг в друга столь плавно, что, по сути, образуют единое целое.

В результате Су-27 обрел свою знаменитую сверхманёвренность. Во время учебных боев в 2005–2006 годах индийские Су-30К, экспортная модификация Су-27, «сбивали» и F-15, и французские «Миражи-2000», а схватку с сингапурскими F-16С выиграли со счетом 10:0.

mig-31-903
В начале 21 века истребитель-перехватчик МиГ‑31 является ключевым элементом современной системы противовоздушной обороны страны
20. МиГ-31, первый полёт — 6 мая 1981 г.

Перехватчик, которому нет равных в мире. Его главным конструктором был Г.Е. Лозино-Лозинский, создатель многоразового корабля «Буран». В войсках ПВО полки МиГ-31 имеют статус спецназа.

МиГ-31 летает быстрее всех боевых самолётов, стоящих ныне на вооружении во всех странах мира, и при этом способен сбивать как низкоорбитальные спутники на высоте 120 км, так и крылатые ракеты на предельно малой высоте. Этот самолёт может обстреливать одновременно восемь целей. Четыре МиГ-31 способны «держать» фронт в 900 км. Его ракета Р-37 не имеет равных по дальнобойности.

В апреле 1994 были успешно проведены первые в мире испытания по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км. Для сравнения: дальность наиболее дальнобойной американской ракеты класса «воздух – воздух» AIM-54C «Феникс» – не более 160 км.

Самый крупный в мире серийный грузовой самолёт
Самый крупный в мире серийный грузовой самолёт
21. Ан-124 «Руслан», первый полёт — 24 декабря 1982 г.

Ан-22 недолго был самым большим транспортным самолётом в мире. В 1968 году в небо поднялся американский С-5 Galaxy грузоподъёмностью 118 т. Ан-124 создавался в ответ на этот вызов.

В 1985 году советский гигант в рекордном полёте поднял 171 т на высоту 10 км. Но превосходство над американским тяжеловесом было не только в массе поднимаемого груза, но и в стоимости эксплуатации. В итоге именно Ан-124, а не С-5 стал активно использоваться на коммерческой основе для обслуживания задач блока НАТО. Например, этот самолёт применялся для перевозки зенитно-ракетного комплекса «Пэтриот» в районе Персидского залива.

А уж на рынке гражданских перевозок крупногабаритных грузов у Ан-124 вообще нет конкурентов. Вот только несколько примеров использования этого самолёта. В мае 1992 года из Эмиратов в Швейцарию на «Руслане» перевезли 52 т золота стоимостью 230 миллионов фунтов стерлингов. В 1993 году Майкл Джексон перевез в Москву 310 т своих грузов на трёх «Русланах». Ан-124 использовался для возвращения Аксумского обелиска из Рима в Эфиопию в апреле 2005 года. Транспортировку выполняли в три этапа, во время каждого из которых перевозили треть монумента общей массой 160 т и длиной 24 м.

Як-141 - палубный самолёт вертикального взлёта и посадки
Як-141 - палубный самолёт вертикального взлёта и посадки
22. Як-141, первый полёт — 9 марта 1987 г.

Этот самолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП) – одна из «утерянных побед» отечественной авиации. Он должен был прийти на смену стоявшему на вооружении Военно-морских сил Як-38 – первому отечественному боевому самолёту, способному садиться и взлетать вертикально. Однако Як-38 был штурмовиком со столь небольшим радиусом действия, что его называли самолётом защиты мачты.

Як-141 был полноценным многоцелевым истребителем, который мог летать на сверхзвуковой скорости. В США такую машину смогли создать лишь в 2006 году, при этом некоторые решения в F-35B оказались практически идентичны применённым на самолётах Як. Что и неудивительно, поскольку, по некоторым сведениям, в 1995 году ОКБ Яковлева с разрешения правительства России продало «за ненадобностью» американцам всю документацию на Як-38 и Як-141. Но и до сих пор Як-141 остается самолётом с самой высокой в мире тяговооруженностью: тяга его двигателей превосходила массу самолёта в 1,5 раза.

«Мрия» — советский транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности
«Мрия» — советский транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности
23. Ан-225 «Мрия», первый полёт — 21 декабря 1988 г.

Самый большой и самый грузоподъемный самолёт в мире был создан в Советском Союзе для транспортировки многоразового космического корабля «Буран». 11 сентября 2001 года этот самолёт поднял в небо 253 820 кг, что является абсолютным рекордом грузоподъёмности для летательного аппарата. Максимальная взлётная масса Ан-225 – 640 т. Для сравнения: взлётная масса Boeing-747 составляет максимум 442 т, а гиганта Airbus 380 – 560 т.

Перспективный истребитель с крылом обратной стреловидности
Перспективный истребитель с крылом обратной стреловидности
24. Су-47 «Беркут», первый полёт — 25 сентября 1997 г.

Главная особенность этого самолёта – крыло обратной стреловидности. За характерную «распальцовку» самолёт в духе 1990-х годов получил народное прозвище «браток». Такой тип крыла позволял истребителю маневрировать с большими углами атаки. Но нагрузки при этом возникают такие, что изготовить крыло можно только из углепластика. Эта сложнейшая задача и была решена в данном проекте. Любопытно, что самолёт планировали использовать в качестве палубного истребителя. Увы, финансовые проблемы 90-х не позволили довести проект до конца, но в данном случае наработки не пропали даром, а были использованы при проектировании ПАК ФА Т-50.

Совершенством форм этого самолёта невозможно не восхищаться! Фото (с) Alex S, russianplanes.net/id183767
Совершенством форм этого самолёта невозможно не восхищаться! Фото (с) Alex S, russianplanes.net/id183767
25. ПАК ФА Т-50, первый полёт — 29 января 2010 г.

Первый российский истребитель пятого поколения. Эффективная площадь отражающей поверхности у него составляет всего 0,5 кв.м, в то время как у Су-27 этот параметр равен около 20 кв.м. На основе ПАК ФА Т-50 создаётся истребитель пятого поколения для ВВС Индии - FGFA. По признанию представителей индийской делегации, когда им впервые в 2010 году показали тогда ещё секретный самолёт, его вид произвел на них эффект удара током. Они увидели будущее авиации.

Леонид Ситник, ВТБ

Рейтинг статьи:   +1+2+3+4+5 (оценок - 5, средняя - 5,00)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ

НОВОСТИ НАШИХ ПАРТНЁРОВ
Loading...